Din păcate acest articol este disponibil doar în Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

После ошеломительного успеха в ансамблях „Noroc” и „Contemporanul”, Штефан Петраке решил, что пришло время перемен. Это произошло в 1982 году, когда маэстро заложил основы „проекта своей души”, как он называл его позже.

„Наша легкая музыка достигла определенного предела и я, как творческая личность, в какой-то момент почувствовал необходимость перемен, передает https://ru.publika.md. Настоящая румынская музыка монофоническая, а нам, в „Plai”, удалось сделать ее полифонической”, – рассказывал Штефан Петраке в документальном фильме „Bucurie de Noroc la Orizont de Plai”.

Штефан Петраке собрал вокруг себя талантливых артистов – Илью Доброва, Петре Тому, Себастьяна Нахабу, Ливиу Штирбу, Игоря Панина, Илью Сырбу и Юрия Мищенко: „В каждом из них я увидел искру, увидел что-то особенное”.

„Это произошло в 1982 году. Я с коллегой, басистом Петре Томой, работал в ресторане „Интурист”. Как-то вечером к нам пришел Штефан Петраке. Министерство культуры разрешило ему основать коллектив при Филармонии, где мы сейчас находимся. Это был отличная идея, собрать коллектив, писать и исполнять собственные произведения. Нам практически дали зеленый свет, в отличие от других коллективов”, – рассказывал бас-гитарист группы „Plai” Себастьян Нахаба.

Нахаба вспоминает, что первый концерт группы „Plai” должен был состояться только перед членами жюри. Однако артистов ждал сюрприз – когда в зале вспыхнули огни, они увидели зрителей, в том числе коллег по творчеству: „Послышались аплодисменты, овации, и мы не знали откуда. В итоге программу утвердили. Как говорил Штефан Петраке, ценности были оценены”.

„Именно в этом зале, на этой святой сцене, с которой начали свой путь многие артисты, произошел тот самый музыкальный взрыв в мире творчества. Летом 1982 года ансамбль „Plai” привнес новое дыхание, которое было как морской бриз, как взрыв шампанского. Я была студенткой и присутствовала в этом зале”, – говорит директор Национальной филармонии имени Сергея Лункевича Светлана Бивол.

Коллектив „Plai” объехал с гастролями весь Советский союз. Они побывали, в том числе, с двухнедельним турне в Чернобыле.

„Было огромное желание делать хорошую музыку. Слава Богу, мы все были на этом зациклены и каждый внес максимальный вклад в общее дело. Когда мы поехали осенью на первые гастроли, в залах был аншлаг, все аплодировали, пели вместе с нами, настоящий Чикаго!”, – вспоминает гитарист группы „Plai” Ливиу Штирбу.

„Тогда, в 1982 году, система была сильна, но мы позволили себе сделать что-то новое. Конечно, за это пришлось расплачиваться. Но мы счастливы, что нам удалось этого достичь, и если бы Бог дал бы еще одну возможность, мы бы опять это непременно сделали”, – говорил основатель группы „Plai” Штефан Петраке.

„Эти ребята пели хорошо, у них были отличные голоса. Фантастические солисты, необычный стиль, национальный элемент на самом высоком уровне”, – рассказывал композитор Мариан Стырча.

„Этот коллектив стал легендой, это эпоха развития отечественной музыки, золотая страница, которая никогда не будет забыта. Знайте, то, как пел Штефан Петраке и как ему аккомпанировали ребята из „Plai”, никогда не повторится”, – уверена директор Национальной филармонии имени Сергея Лункевича Светлана Бивол.

„Неважно, какая сцена – большая, маленькая в Молдове или за рубежом – он полностью отдавался концерту, с той же серьезностью, на том же уровне. Мне очень нравился его подход как музыканта, исполнителя и руководителя коллектива. Очень серьезный и творческий”, – делился воспоминаниями саксофонист Петр Малай.

Коллектив распался через пять лет, а в 2011 Штефан Петраке, Петре Тома, Анатол Думитраш, Илья Добров, Ливиу Штирбу, Себастьян Нахаба и Виталий Ляху вновь собрались, чтобы выступить на сцене Национального дворца.

„Мы были просто хорошими артистами, любили публику, страну и свободу”, – говорил Штефан Петраке.