Проложить путь перед движущимся составом, быстро починить локомотив, перебросить войска через всю страну — в четверг, 6 августа, военные железнодорожники отмечают профессиональный праздник. Их боевая техника всегда была необычной. О бронированных монстрах на рельсах — в материале РИА Новости.
Хотя бронепоезда появились еще в XIX веке, они до сих пор числятся в резерве российской армии. В ходе первой чеченской кампании специальные железнодорожные составы СП-1 и СП-2 прикрывали ремонтно-восстановительные бригады на участке Назрань — Грозный. У каждого на платформах — по два БМП-2. Также на этих площадках оборудовали укрытия из мешков с песком и шпал, огневые точки для пулеметов и автоматических гранатометов.
Во второй чеченской участвовали уже пять спецпоездов. Экипажам поручали инженерную разведку железнодорожных маршрутов, разминирование фугасов, боевое охранение и сопровождение воинских эшелонов. И сегодня бронесоставы „Байкал”, „Терек”, „Амур” и „Дон” готовы в случае необходимости вновь выйти на пути. В частности, в 2015-м два из них принимали участие в учениях войск материально-технического обеспечения в нескольких военных округах.
Однако самыми грозными монстрами на рельсах до недавних пор были принятые на вооружение в конце 1980-х боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими РС-22. Эти средства ядерного сдерживания отличались особой мобильностью благодаря развитой сети железных дорог, отследить их со спутников было крайне затруднительно. БЖРК вывели из эксплуатации в рамках программы ядерного разоружения одними из первых.
В апреле 2013-го замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о проекте БЖРК нового поколения, получившего название „Баргузин”. К декабрю 2014-го Минобороны определилось с ракетой для комплекса: РС-24 „Ярс”. На один поезд — шесть штук. Они вполне умещаются в обычные грузовые вагоны, что позволяет эффективно маскировать БЖРК в потоке гражданских железнодорожных составов.
Однако в 2018-м стало известно, что проект заморозили, а освободившиеся средства пустили на создание ракетного комплекса шахтного базирования „Авангард”. Тем не менее наработки по ракетным поездам сохранились, наладить их производство России вполне по силам.