Премьер-министр Ион Кику утверждает, что есть как минимум два риска в отношениях Республики Молдова с Международным валютным фондом. Речь идет об условиях МВФ в рамках сотрудничества: требование повысить внутренние тарифы на газ и „отсутствие гибкости МВФ по отношению к намерениям правительства сделать значительные инвестиции в инфраструктуру”, передает IPN.
„Правительство продолжит сотрудничество со всеми, но только там, где есть интересы Республики Молдова, – заявил Ион Кику в эфире передачи „Moldova în direct” на общественном телеканале Moldova 1. – Там, где мы найдем интересы страны, мы продолжим обсуждение, но не будем принимать условия, которые неблагоприятны или останавливают наши экономические шансы и ставят дополнительную нагрузку на социальную сферу, что означает увеличение тарифов, налогов и т.д.. Это две темы, которые мы обсуждаем, это табу”.
Кику сообщил, что в отношениях с финансовым учреждением есть две критические темы, которые обсуждались в ходе визита представителя МВФ в Кишинев. Одна из них – условие, согласованное предыдущим правительством, согласно которому до 31 октября 2019 года должны быть повышены внутренние тарифы на газ: оно не было выполнено. „Мы сказали, что не можем с этим согласиться, хотя бы исходя из того, что с 1 января 2020 года Молдова будет покупать газ по цене в среднем будет на 65 долларов дешевле, чем в 2019 году, – сказал премьер. – Нелогично повышать внутренние тарифы при покупке чего-то дешевле. Это был один из рисков сотрудничества с МВФ, но международная структура проявляет гибкость по этому вопросу”.
МВФ проявляет „отсутствие гибкости” и в отношении намерений правительства инвестировать значительные средства в реконструкцию дорог, пожаловался Кику: „Правительство будет вкладывать значительные средства в инфраструктуру, особенно в дороги. На следующий год у нас очень большие суммы, и нам нужна координация, их согласие на эти инвестиции, которые, согласно методологии, считаются бюджетным дефицитом, потому что суммы получены из кредита, но, по сути, не являются бюджетным дефицитом, являются инвестициями государства в инфраструктуру, которые будут иметь положительный эффект, развитие экономики и привлечение частных инвестиций”.
Премьер верит, что почти наверняка будет найдено решение в сотрудничестве с МВФ, чтобы довести до конца совместную программу и утвердить следующую весной: „Но исключительно на условиях, которые учитывают интересы РМ в экономической и социальной сфере. Это твердая позиция правительства. Нас никто не может заставить выполнять условия, если они не в интересах страны”.
Ион Кику отметил, что правительство предпочтет взять перерыв в сотрудничестве с МВФ, если фонд будет настаивать на неприемлемых условиях.
Если в 2019 году сумма инвестиций в дорожную инфраструктуру составляла более 4 миллиардов лей, то на 2020 год правительство Кику планирует расходы свыше 6 миллиардов. По словам министра финансов Серджиу Пушкуца, рост составляет около 50 процентов.
„Если в целом составляющая инвестиций в бюджете составляет 9,1 миллиарда лей, из них 6 миллиардов – запланированная сумма для ремонта, развития, реконструкции дорожной инфраструктуры как на районном, так и на местном уровне”, – заявил министр в ходе передачи „Главный вопрос” на телеканале НТВ Молдова.
Из 6 миллиардов 2,7 миллиарда поступят из дорожного фонда: „Это проекты, которые будут финансироваться из государственного бюджета – 1,7 миллиарда и из местных бюджетов – около 1 миллиарда”.
Пушкуца утверждает, что предприятия, которые будут заниматься строительством и ремонтом дорог, будут выбираться по критериям качества и стоимости работ. Будут строгие сроки и штрафные санкции.
Министр также отметил, что основной дефицит бюджета-2020 составляет 2,6 миллиарда, это на миллиард меньше, чем в 2019 году: „Это очень серьезное снижение”. По его словам, закон о публичных финансах предусматривает, что основной дефицит не должен превышать 2,5 процента валового внутреннего продукта. Основной дефицит в размере 2,6 миллиарда, запланированный в бюджете на 2020 год, составляет 1,1 процента ВВП. Таким образом, основной дефицит контролируется.
Что касается инвестиционного дефицита, министр говорит, что он существовал и ранее, только в меньшем объеме: „Исходя из того, что, возможно, на следующий год амбиции правительства и государства в целом выше, особенно для развития экономики, конечно, появились дискуссии по поводу этого инвестиционного дефицита”.