Конституционный суд признал конституционной обязанность госструктур предоставлять Высшему совету безопасности любые данные и сведения, в том числе составляющие государственную, банковскую или коммерческую тайну, которые касаются национальной безопасности, обороны и общественного порядка, сообщает Sputnik.
В суде постановили, что ВСБ не имеет права запрашивать у государственных органов лишь ту информацию, которая не касается нацбезопасности страны.
„Обращение о контроле конституционности удовлетворяется частично. Признается неконституционным текст: “как и другую информацию” из части 7 статьи 12 Закона о Государственной безопасности”, – огласила решение председатель КС Домника Маноле.
Как пояснила на брифинге председатель КС, ВСБ вправе запрашивать, а компетентные органы предоставлять только те данные, которые напрямую затрагивают вопросы национальной безопасности.
„Государственноые органы, когда рассматривают обращения ВСБ, самостоятельно должны оценивать, в зависимости от обстоятельств, относится ли информация к законным целям и не существует ли непропорционального вмешательства в частную жизнь”, – объяснила Маноле.
Обжаловал конституционность норм независимый депутат (ранее – депутат от Демпартии, а затем партии Pro Moldova) Сергей Сырбу.
По его мнению, установленное в законе требование предоставления любой информации автономными органами, в том числе представляющей тайну следствия и коммерческую тайну, нарушают нормы Конституции о принципе разделения властей, принципе независимости прокуратуры.
Поправки в закон о Государственной безопасности были приняты парламентом в начале июля 2019 года. Авторы нововведений обосновывали необходимость введения этих норм необходимостью консолидации полномочий Высшего совета безопасности на фоне конституционного кризиса в июне 2019 года, декларацией о захваченном характере государства и необходимости скорейшего расследования резонансны уголовных дел.
В 2017-2019 годах Национальный банк Молдовы и Генеральная прокуратура неоднократно отказывали Высшему совету безопасности и его председателю – президенту Республики Молдова – в предоставлении запрашиваемой информации. В июне 2019 года некоторые члены ВСБ вовсе отказывались посещать заседания этого органа и отвечать на поставленные вопросы.