В последнее время блок ACUM активно продвигает тему о том, что ПСРМ якобы финансируется из России, запущенную Плахотнюком ещё в 2016 году. При этом о финансировании ПДС из внешних фондов мудро молчат. И вообще тема связи правых партий и НПО упорно замалчивается, пишут vedomosti.md.
ПДС как политический филиал фонда Сороса
Нужно признать, что ПДС Майи Санду – это политический филиал фонда Сороса в Молдове. Судите сами: Санду – бывший член сената фонда «Сорос-Молдова» (2009–2010 годы). Экс-депутат и министр образования Лилиана Николаеску-Онофрей – директор по вопросам образования фонда (1996-1998 годы), в течение 12 лет – исполнительный директор образовательного НПО «Pro Didactica». Экс-министр юстиции Олеся Стамате в 2007-2010-м – директор программы «Buna guvernare» фонда, в 2006–2007-м – координатор проектов. Членом политбюро ПДС была Даниела Терзи-Барбэрошие, ранее также работавшая фонде Сороса, она – супруга директора института публичных политик Аркадие Барбэрошие.
Многие депутаты ПДС – активисты фонда Сороса либо грантоеды других фондов. К примеру, генсек партии Игорь Гроссу – член и учредитель целого ряда НПО в сети Сороса. Член политбюро ПДС Дан Перчун – координатор проектa «Е-Transformare şi Informatizare» при минобразования, спонсируемого фондом Сороса.
Какие фонды поддерживают ACUM
Миллиардер Джордж Сорос – 23-й в списке самых богатых людей планеты (Форбс, 2016 год), его состояние оценивается в 24,9 миллиарда долларов. Бюджет фонда Сороса в Молдове – 5-10 миллионов долларов в год.
С 1992 по 2016 год фонд потратил в Молдове 120 миллионов долларов. Вся сеть Сороса открыто поддерживает Майю Санду.
В 2017–2019 годах фонд Сороса курировал проект «Развитие гражданского общества АТО Гагаузия». Его бюджет – 606 077,96 евро. Задача – любопытная: «расширение возможностей организаций гражданского общества в АТО Гагаузия, с тем чтобы они могли контролировать и влиять на приоритеты развития на местном и национальном уровнях». Контролировать и влиять на политические приоритеты Гагаузии – основный посыл проекта.
Бюджеты фонда Конрада Аденауэра тоже впечатляют. Так, за 2014 год фонд получил 130 миллионов евро от правительства ФРГ. В РМ фонд сотрудничает с ЕС в рамках нескольких проектов. Это проект «Развитие гражданского общества местного уровня в РМ», бюджет в 2019 году – 3 749 934 евро. Это проект «Гражданское общество за улучшение бюджетного управления в Молдове, 2019–2022 годы», бюджет – 1 150 000 евро.
Ещё один фонд, близкий Майе Санду, – Европейский фонд в поддержку демократии. Зарегистрирован в январе 2013 года по инициативе Польши, финансируется странами ЕС, сотрудничает с НПО в странах Северной Африки и Ближнего Востока, а также в странах-участницах программы ЕС «Восточное партнёрство» – всего в 15 государствах. В 2013–2014 годах бюджет фонда составлял 25 миллиона евро. года работы.
«Национальный фонд демократии» – американская организация, основанная в 1983 году конгрессом США для продвижения демократии. При создании фонда сумма его бюджета достигала 30 миллионов долларов, а 2002-м – уже 43 миллиона.
EФД и НФД спонcируют целую сеть СМИ в РМ, которых можно смело отнести к медиакартелю Майи Санду. Речь о TV 8, Jurnal TV, PRO TV, Newsmaker.md, Nokta.md, Moldstreet.md, Nord News, Rise.md. СМИ типа «Ziarul de Gardǎ» и TVR Moldova хоть и спонсируются правительством Румынии, но поддерживают блок ACUM и лично Санду. Суммы заоблачные: от 77 тысяч долларов в случае Newsmaker.md до 1 миллиона евро ежегодно в случае Rise.md.
Мы уже не говорим про тысячи НПО типа IDIS «Viitorul», института публичных политик (IPP), ассоциации по внешней политике (APE), ProDidactica, которые открыто поддерживают, консультируют, продвигают правые партии и критикуют левые.
Не так давно Джордж Сорос заявил, что выделит 1 миллиард долларов на продвижение демократии во всём мире и избавление от «олигархических режимов и авторитарных лидеров».
Нужно признать, что Майя Санду и ПДС политически зависят и от немецкого фонда Конрада Аденауэра. Руководитель фонда в Румынии и РМ Ганс Мартин Зиг держит ПДС в ежовых рукавицах, регулярно навещая Кишинёв «для консультаций».
Не Соросом единым…
Эти фонды финансируют НПО и СМИ, которые, в свою очередь, делают рекламу ПДС, люто критикуя её врагов. Речь о миллионах евро, это вмешательство в выборы или нет? Это непрямое финансирование или нет?
Более того, многие депутаты ПДС и ППДП управляли НПО, получая зарплату от 1000 до 5000 евро и более. Если они потом делали пожертвования в фонд блока ACUM, это разве не внешнее финансирование?
На интернет-страничках этих фондов вы увидите статьи Думитру Алайбы (ЕФД), семинары с участием Думитру Плынгэу и Дана Перчуна (фонд Конрада Аденауэра). Все эти фонды создали в РМ сеть НПО, руководимых баронами гражданского общества, называемыми ещё НПОкратией (в английском языке – NGOcracy).
Деньги для НПО или для партии?
А теперь несколько примеров работы этой машины.
28 марта 2019 года Юрие Лянкэ заявил, что в 2014-м, будучи премьером, встречался с Соросом на квартире в Нью-Йорке. Тот дал ему миллион долларов, и Лянкэ лично передал их Майе Санду «для развития образования». Как деньги попали к Санду, кому она их передала и как вообще такое возможно? Сколько еще получила от Сороса получила Майя Санду?
Чуть позже экс-министр образования Корина Фусу подтвердила, что деньги ушли на финансирование некоторых НПО, близких Майе Санду. На модернизацию образования пошло только 40 процентов суммы, то есть 400 тысяч, остальные 600 тысяч ушли в НПО. Речь идёт о проекте «Поддержка реформы образования в РМ», внедряемом с июня 2014 по декабрь 2015 года с бюджетом 992,5 тысячи долларов.
Из средств, выделенных на модернизацию образования, 115 тысяч долларов поступили в институт публичных политик (IPP), который впоследствии стал «центром идей и кадров» для ПДС и ППДП. Здесь работали Оазу Нантой и Аркадие Барбэрошие. Ассоциация «Catalactica» получила 100 тысяч долларов, а 34 тысячи долларов поступили в «Pro Didactica» (Николаеску-Онофрей). После «успеха организованных мероприятий» проекты были пополнены 80 тысячами долларов. Ещё 270 тысяч долларов были потрачены на 140 экспертов, которые работали над «реформированием учебных программ». Итого – 600 тысяч! Неплохо за год? Сегодня эти грантоеды – видные лидеры и спонсоры ПДС.
Ещё раз подчеркнём: многие депутаты и министры ПДС и ППДА – лидеры НПО с бюджетами от 100 тысяч до миллиона евро ежегодно!
Зарплаты в конверте от Сороса
В августе 2016 года веб-портал Dcleaks.com, позиционирующий себя как проект американских хакеров-активистов, пробил сайт «Открытое общество» Джорджа Сороса. Всплыли интересные данные. В июле 2014 года по просьбе премьера Лянкэ Сорос соглашается оплатить содержание четырёх советников, которые к тому же получали зарплату в 9 тысяч лей из госбюджета. В среднем для каждого была предусмотрена зарплата в 4200 долларов (около 60 тысяч лей) в месяц. Только в 2014–2015 годах на счета советников Лянкэ поступило, помимо зарплат от государства, более 2 миллионов лей соросовских средств.
Схема была следующей: институт Сороса «Открытое общество» перечислил деньги НПО из Германии «Institut für Europäische Politik», который перечислил деньги советникам, среди которых был и Влад Кульминский, в 2019 году назначенный советником Санду по внешней политике, а 23 октября – госсекретарём МИДЕИ. Прикрыли деньги якобы научным исследованием, которого никто не видел.
После падения Лянкэ двое его советников – Евгений Стурза и Влад Кульминский – регистрируют неправительственную организацию «Институт европейских политик и реформ (ИЕПР)». Членами стали Лянкэ и многие люди из его окружения. Институт продолжал получать деньги извне, помогая в продвижении партии Европейской народной партии. Среди членов ИЕПР и бывший советник бундестага Мартин Зиг, нынешний покровитель Майи Санду. Партии меняются, механизмы финансирования остаются…
Лидеров НПО – в прокуроры!
Многие внешние вливания ЕС в юстицию, реформу полиции, поддержку СМИ идут прямо в карманы грантоедов. Народ не получает ни копейки, но это называют внешней поддержкой.
К примеру, на реформу юстиции ушли 100 миллионов евро, образования – 90 миллионов евро. Центр юридических ресурсов (Centrul de resurse juridice) распилил 13 проектов в юстиции на баснословную сумму в 3 086 755,17 доллара). Это только то, что мы смогли найти. Руководит ЦЮРом Владислав Грибинча, свояк депутата ПДС Сержиу Литвиненко. В 2019 году блок ACUM проталкивал Грибинчу на должность генпрокурора.
Проще говоря, активисты НПО работают открыто на ПДС на деньги извне. Их рекламируют СМИ на эти деньги прямо во время выборов. Им платят за «научные исследования», когда они занимают должности во власти. Им платят за перелёты, за участие в тренингах. Их консультируют эксперты на деньги фондов, в их списках – люди на внешних грантах.
Фонд «Open Dialog» – прокуратура молчит!
В 2018 году в молдавском парламенте была создана спецкомиссия по изучению вопроса о внешнем финансировании ПДС и ППДП фондом «Open Dialog». За его спиной – беглый казахский миллиардер Мухтар Аблязов, и не он один. Фонд спонсировал участие членов блока ACUM в международных семинарах. 16 ноября 2018 года парламент обратился в генпрокуратуру с просьбой дать этому юридическую оценку. Вроде завели уголовное дело, но прокуратура молчит. Почему?
Теперь вы понимаете, на какие деньги эти господа постоянно ездят за границу, снимают дорогие отели, едят в элитных ресторанах, содержат офис за 1600 евро в месяц и, конечно, «борются с коррупцией и внешним финансированием» в рядах «русофилов»?
Деньги Шора
Но деньги в ПДС поступают не только от транснациональной олигархии типа миллиардеров Сороса или Аблязова. Эти господа не брезговали и связями с местными олигархами.
7 ноября 2016 года в СМИ появились документы о денежных трансфертах в пользу ПДС Майи Санду. Некий В.Галой, представитель компании Dufremol SRL, он же человек Илана Шора, перечислил 4 ноября 2016 года 300 тысяч лей в избирательный фонд Майи Санду. Деньги пришли 7 ноября. 8 ноября Илан Шор заявил, что спонсировал ПДС – партию Майи Санду. Затем в СМИ появились записи телефонных переговоров заместителя председателя ПДС И.Гросу и В.Галоя. Беседы состоялись 3 и 7 ноября 2016 года.
Известно, что Шор лично спонсировал ЛДПМ (зарплаты депутатам и министрам, рестораны, поездки, бензин и т.д.). Лишь по некоторым выплатам сохранились документы.
10–12 декабря 2012 года делегация РМ летала в Доху на частном самолёте TC–FIB компании Nobil Air. 12 ноября на том же самолёте слетали в Брюссель, оттуда – в Кишинёв. Санду также была членом делегации. Полёты стоили 70 тысяч евро. Платил Шор из денег «BEM», в чём лично признался на допросе. СМИ, обслуживающие ПДС, также получали рекламу, и не только за счёт денег «BEM» и краденого миллиарда. Даже уголовное дело было открыто. Как видите, деньги «BЕМ» не пахнут.
Вывод: блок ACUM получает серьёзную прямую и опосредованную финансовую поддержку из-за рубежа посредством серии хитроумных схем. Суммы – умопомрачительные! При этом не счесть денег посольств, грантов международных политических организаций – суммы заоблачные. Потом их легализуют как «сбор пожертвований от граждан».
Пользуясь тем, что Молдова – страна, зависимая от внешних игроков, эти господа беспардонно обвиняют всех кроме себя во внешнем финансировании. Но правда рано или поздно пробьёт себе дорогу. Убеждён.
Богдан ЦЫРДЯ
Источник: Вogdantsirdea.eu