Din păcate acest articol este disponibil doar în Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В интервью для CURENTUL администратор Бельцкой свободной экономической зоны Марин Чобану рассказал о влиянии COVID-19 на экономику страны, о мерах, которые необходимо предпринять для исправления ситуации, о том, насколько малый и средний бизнес будут затронуты пандемией, а также предложил решения для улучшения экономики после кризиса.

С: Господин Чобану, Вы один из немногих, кто в мельчайших подробностях знает все об экономике страны. Что из себя представляет национальная экономика на данный момент, с учётом эпидемии COVID-19?

Марин Чобану: Я думаю, вы преувеличиваете насчёт «мельчайших подробностей», но, простите меня за нескромность, школа экономики Нюрнберга научила нас многим вещам. Уже ни для кого не новость, что ситуация, которая образовалась в результате пандемии нового коронавируса, негативно скажется на экономическом росте во всех странах. Мы не Республика Беларусь или любая другая страна с закрытой экономикой, мы страна с открытой экономикой. Молдова не является изолированной от остального мира, поэтому кризис не обойдёт её стороной, в виду этого появляется вопрос в том, насколько сильно наш страна будет затронута. Национальная экономика будет, с одной стороны, тесно взаимодействовать с мерами, предпринимаемыми правительством, а с другой – зависеть от непредсказуемых внешних факторов. На данный момент ситуация накаляется.

C: Как повлияла эпидемия на инвестиции? Мы спрашиваем, потому что никто лучше Вас не знает, что означает привлечение инвестиций в Республику Молдова, какие меры мы должны принять, чтобы привлечь больше инвестиций?

Марин Чобану: Спасибо за оценку. Здесь, если позволите, я бы хотел ответить более полно, потому что это тема национального масштаба. К сожалению, все инвестиционные проекты с момента объявленной пандемии коронавируса  не двигаются с мертвой точки, как раз в тот период я лично участвовал в 8 инвестиционных проектах с объемом инвестиций более 60 миллионов долларов.

Стимулирующая роль прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономике страны доказана и в экономической теории, и на практике: цепь позитивных эффектов, создаваемых ПИИ, оказывает влияние как на производственный потенциал инвестируемых стран, так и на рынок труда и социальное положение населения, способствующее созданию новых рабочих мест, увеличению доходов населения и, косвенно, стимулированию экономического роста. Проблема привлечения ПИИ в Республику Молдова становится все более актуальной и важной, учитывая, что внутренние возможности государства и местных экономических агентов ограничены и недостаточны для возобновления экономики, серьезно пострадавшей от длительного периода деиндустриализации.

Республика Молдова занимает последнее место в Европе по объему привлеченных ПИИ на душу населения. В этих обстоятельствах возникает необходимость в совершенно новом подходе к политике и стратегиям ПИИ. Мы находимся в плачевном положении, учитывая производительность от привлечения ПИИ по сравнению с другими странами. К сожалению, политический класс за последние 10 лет не понял, что только ПИИ могут вывести нас из нищеты. Республика Молдова находится в порочном круге бедности.

Порочный круг бедности

  1. Плохая система образования – неквалифицированная профессиональная подготовка – низкая производительность – низкие налоги

БЕДНОСТЬ

  1. Низкий доход – небольшие сбережения – небольшие инвестиции – низкая производительность

БЕДНОСТЬ

  1. Мало рабочих мест – плохое питание – проблемы здоровье – низкий коэффициент полезного действия (КПД)

БЕДНОСТЬ

Я хочу привести 2 примера, если позволите.

Агентство по привлечению инвестиций – это, в принципе, структура, целью которой является привлечение инвестиций. С 2010 года, поскольку я имею честь руководить свободной экономической зоной Бельц (ZEL Balti), я не помню, чтобы под руководством хотя бы одного директора этой организации (их было около 4) был привлечен хотя бы один инвестор.

Я не хочу показаться злодеем и кого-то обидеть, но мы не должны прятать голову в песок, мы должны делать выводы и предлагать необходимые решения, финансовые ресурсы и привлекать международный потенциал. Почему это не работает?

Давайте посмотрим на пример Венгрии и Инвестиционного агентства Венгрии (HIPA).

В HIPA работают 130 сотрудников, 30 из которых убедили в том, что они должны вернуться на Родину из транснациональных корпораций (ТНК), чтобы помочь стране. Тут важно обратить внимание на конкурс по выработке модели привлечения инвестиций в Венгрии.

Итак, во главе угла – министерство финансов со своими деньгами. Затем, в центре всего процесса, агентство, которое обслуживает два других агентства, отдельных друг от друга – одно занимается экспортом, другое привлекает инвестиции. Если появляются неотложные программы, нуждающиеся в срочных инвестициях, головное агентство тут же реагирует. Мне для конкретных инвестиционных проектов требовались до шести месяцев.

Иногда, бывают случаи, до года. Результаты? В 2017-м году удалось привлечь 3,5 млрд евро инвестиций, в 2018-м – уже 4,3 млрд евро.

Молдавское Инвестиционное агентство имеет аналогичные цели – продвижение экспорта и привлечение инвестиций. В 2019-м году туда же вошло и агентство туризма, и в результате там 12 сотрудников с бухгалтерией, в статусе чиновников, которые, следовательно, не могут претендовать на хорошие зарплаты. И результаты налицо – вернее, отсутствие результатов. Их нет.

В Македонии премьер-министр создал специальную группу из пяти министров. Его рабочий день начинается с вопросов привлечения прямых инвестиций – и ими же заканчивается. И за год там увеличили объем иностранных инвестиций на 900%. То есть, если раньше они привлекали 1 млрд евро, то сейчас – 9 млрд. А теперь представьте себе, что будет, когда эти деньги попадут в экономику страны.

Вывод – мы должны создавать государственные структуры, способные привлекать инвестиции, и, все вместе, должны понять – иностранные инвестиции это священная корова, которую трогать нельзя.

C: В какой степени пострадал малый и средний бизнес? Сколько ему потребуется времени для восстановления своих позиций?

Марин Чобану: Если у нас снова будет экономический кризис, и избежать его не получится, то мы можем потерять до 25 процентов предприятий малого и среднего бизнеса. Мы всем знаем, как сказывается глобальный кризис, падение лея по отношению к иностранной валюте, рост кредитных ставок. Если государство вмешается, конкретными мерами, программой поддержки малого и среднего бизнеса, то, может, все нормализуется к концу 2021-го года.

С: Как ведут себя государственные институты на фоне кризиса? Я подразумеваю те, которые имеют отношение к экономическим процессам.

Марин Чобану: Вы знаете, на данный момент мне бы хотелось воздержаться от оценок и комментариев в адрес данных институтов. Я и так трачу 80 процентов своего времени на борьбу с ними, и еще 10 – на бюрократию. И лишь 10 процентов времени, к сожалению, могу потратить непосредственно на свою деятельность – привлечение инвестиций.

Но могу сказать, что я начал писать книгу «СЭЗ Бельц, 10 лет активности – вызовы и успехи», в которой подробно опишу все – заслуги, подлость, шантаж, бездеятельность, или, наоборот, слишком кипучая деятельность, я бы назвал ее даже криминальной, все, что помешало некоторым проектам национального значения, и, в целом, развитию экономики.

Это будут конкретные данные, с официальными письмами, отсканированными и включенными в книгу, чтобы мне не пришлось потом терять время в судах с этими людьми.

К сожалению, наши люди остаются мстительными, завистливыми, и, как сказал один бывший премьер Молдовы, они не прощают чужого успеха. Я хочу подчеркнуть, что тут речь идет о руководителях некоторых ведомств и институтов, это мой опыт за последние десять лет.

С: Не могу не спросить вас, как толкового менеджера, что вы думаете о других важных общественных аспектах – таких, как медицина, социальные стандарты? Что происходит с ними во время кризиса?

Марин Чобану: К сожалению, этот кризис сразу же выявил некоторые слабые места медицинской системы. Увы, но с точки зрения управления, менеджмента многие структуры и институты просто прогнили. Наверх пробиваются откровенные бездарности, которые умеют хорошо прислуживать, а самое трагичное – они отлично разбираются в схемах краж с публичных закупок. Чаще всего, на уровне этих институтов (агентства, министерства, государственные предприятия) отсутствует стратегическое видение и контроль над тем, как именно внедряются политиками те или иные документы, которые касаются стратегического развития страны.

Все то, что происходит в главных институтах страны, исходя из той информации, которая просачивается в средства масс-медиа, признаю, не укладывается в голове. Моральную и профессиональную атмосферу задают люди, которые не обладают подготовкой, которые ничего стоящего нигде не добились, но зато умеющие подать голос, действующие из каких-то брутальных инстинктов и личного интереса. Честность, профессионализм, цивилизованное поведение – все эти ценности я искал десять лет, но практически не видел этого.

И все же, знаете, есть люди, которые поражают меня своим трудолюбием и преданностью труду, деятельности. Я не хочу излишне нахваливать, но вот как господин Кику иногда пишет мне, в семь часов утра, „куда вы пропали, господин директор”, или позвонить вечером в воскресенье, после 21 часа, чтобы сказать „мне нужно знать некоторые детали, знаю, что вы мыслями в работе, и потому беспокою вас”.

И, может, вы не поверите, но на каждый мой запрос о встрече у меня всегда есть реакция – не более 10-15 минут, и готовы рабочие предложения на следующие дни. Если бы хотя бы 10 процентов чиновников работали так, то вы бы не нахваливали так только меня, а люди в Республике Молдова жили бы намного более достойно. Вместе с Ионом Кику нам удалось сдвинуть с мертвой точки несколько важнейших проектов, которые давно пылились в кабинетах некоторых министров.

С: Главные выводы, которые можно сделать вследствие этой эпидемии?

Марин Чобану: Необходимо реформировать многие институты, продвигать молодежь с образованием и международным опытом, необязательно Гарвард, конечно. Особое внимание надо уделить медицине и образованию. Надо организовать подробную картотеку всех учреждений этих двух направлений. Выяснить, чего именно не хватает данным институтам. Необходимо добиться синхронизации между предложениями этих институтов, запросом населения и реалиями рынка.

С: Какие нам надо выучить уроки?

Марин Чобану: Надо становиться ответственнее, рациональнее, и тут, я считаю, нам надо чему-то поучиться у немцев. Важно также быть добрее и помогать друг другу в непростые времена. Еще, как оказалось, важно иметь добрые отношения со всеми соседями и международными структурами. Народ очень страдает из-за излишней политизированности общества и несбалансированной внешней политики.

С: Какие напрашиваются срочные решения, чтобы быстрее преодолеть эту ситуацию?

Марин Чобану: Государство должно перестать быть простым наблюдателем, оно должно быть катализатором привлечения ПИИ – прямых иностранных инвестиций.

Касаемо инвестиций – необходимы срочные меры, которые ускорили бы процессы привлечения инвестиций:

  • Прямое вмешательство руководства страны.
  • Для тех людей, которые имеют отношение к работе по привлечению инвестиций, они должны стать лейтмотивом их деятельности – Вся активность должна быть подчинена достижению результата, они должны думать об этом с утра до вечера. Тут нужна самоотверженная работа.
  • Должны быть привлечены к работе послы и консулы, которые, если им не удастся за год добиться приглашения хотя бы одного инвестора, должны быть отосланы. У нас много людей, которые могут говорить на иностранных языках, поэтому надо пробовать разные варианты.
  • Подготовка пакета законов, которые увеличат конкурентоспособность Республики Молдова, в том числе и налоговые послабления, как можно быстрее (сейчас за инвестиции начнут сражаться все).

Поддержка автомобильного сектора:

  • Надо уделить как можно большее внимание автосектору, к которому мы уже так или иначе имеем отношение через различные программы. В этом сектора работают у нас напрямую 20 тысяч человек, и еще 30 тысяч – косвенно. Нам надо встраиваться в мировую цепочку автомобильного производства.
  • СЭЗ Бельц при поддержке Министерства экономики и инфраструктуры, муниципальных властей запустил программу поддержки местных поставщиков, которая предусматривает связь между местными предприятиями малого и среднего бизнеса с транснациональными корпорациями. Мы уже работаем над селекцией 75 компаний, которые примут участие в данной программе. Результатом станут несколько тысяч новых рабочих мест, создание новых индустрий.

Импортозамещение:

  • Обязательства больших госкомпаний, которые импортируют заграничные товары, закупать сырье и пользоваться услугами местных поставщиков. Таким образом, постепенно местные товары будут вытеснять импортируемые. А это – прямая поддержка местного малого и среднего бизнеса.
  • Также надо, по мере возможности, стимулировать предприятия малого и среднего бизнеса делать закупки на местном рынке.
  • Поддержка и стимулирование компаний, которые будут браться за производство товаров, доля которых в импорте страны наиболее велика.

Образование. Подготовка высококвалифицированных специалистов:

  • Открытие новых специальностей, для того, чтобы реализовать то, что последует. Нам удалось установить партнерские отношения с самым известным европейским университетом, RWTH в Аахене, Германия. Его бюджет – 2 млрд евро, в нем учатся 50 тысяч студентов, 260 лабораторий, 300 институтов, в общем, это гигант. У нас уже есть запрос на подготовку 60 специалистов для работы в транснациональных корпорациях, по следующим специальностям – вычислительная механика и менеджмент технического производства. Повышая квалификацию рабочей силы, правительство должно одновременно работать и над улучшением имиджа и инвестиционного климата в стране.

Создание высокопроизводительных рабочих мест: Инновации & Исследования & Развитие в инженерии:

  • Многие транснациональные компании уже изъявили желание открыть подобные исследовательские бюро в Республике Молдова, с зарплатами от 1000 евро и выше. ZEL Бельцы получил подтверждение о подобной готовности от, как минимум, шести транснациональных компаний, которые могли уже на стартовом этапе создать 500 дополнительных рабочих мест. В дальнейшем это число будет доведено до 3000, с участием 30 компаний. Боремся за это.

Модернизация ЖДМ, с делением ее на две отдельные компании – пассажирская и грузовая:

  • Пора ставить ЖДМ „на колеса”. Молдове нужны 5 200 вагонов и цистерн. Надо срочно инвестировать 40-50 миллионов долларов и получить работу на следующие пять лет. Параллельно можно попробовать сотрудничать с Украиной, которая потеряла большое количество вагонов (28 тысяч) в Крыму. В рамках СНГ цистерны и грузовые вагоны очень востребованы. Таким образом, можно создать 5 000 новых рабочих мест, посредством компаний, которые будут поставлять компоненты для поездов. Местные компании получат большой объем работы.

Стратегию Индустриального Развития 2019-2030, которая уже более года пылится, многие министры читали, многие хвалили, но при этом у них всегда находились другие приоритеты. До того, чтобы заниматься работой по этой Стратегии, руки у них так и не дошли (подробности – в книге).

  • Надо повышать конкурентоспособность индустрии для привлечения новых проектов и инвестиций.
  • Пересмотр нынешней индустриальной политики.

Индустриальная политика эффективна только при четкой работе принципа связки между „горизонтальными” вмешательствами, которые касаются деловых кругов, и „вертикальных”, которые вырабатывают инструменты и практические механизмы для реализации индустриальной политики.

С: Благодарим Вас!

Источник:https://tribuna.md/

Перевод на русский язык: Pravda.md