Din păcate acest articol este disponibil doar în Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Сегодня, 11 мая, исполняется 202 года образования Бессарабской области в составе Российской империи.

– Важнейшей особенностью устройства Бессарабской области было учреждение бессарабского Верховного совета, установления высшего сравнительно с обыкновенными губернскими местами и во многих местах заменявшего главное управление. Председателем в этом Совете, носившем характер административно-судебный, был полномочный наместник Бессарабской области, звание которого было затем соединено со званием новороссийского генерал-губернатора, проживавшего в Одессе. Главным лицом губернского управления был гражданский губернатор, – напомнил любителям истории в соцсетях молдавский экономист Александр Муравский.

Он добавил, что «Устав 1818 года был заменён «Учреждением для управления Бессарабской области» 29 февраля 1828 года, по которому управление области более подходит под общее губернское управление, чем прежнее, главное и губернское начальство подчинены тем же центральным органам, как и во внутренних губерниях, один только областной совет, заменивший прежний Верховный совет, составляет особенность этой области».

Если бы не эта публикация в соцсетях, многие и не вспомнили об этой важной для нашей истории дате. Хотя она имеет ключевое значение в развитии края, отошедшего к России по итогам русской турецкой войны 1806-1812 годов. В частности, именно в этот день 202 года назад Кишинев официально стал административным центром, де-факто столицей Бессарабской области. А так могло и не быть.

Semel urbo, semper urbo

Точной даты, когда Кишинёв стал городом, мы не знаем. Краевед Владимир Тарнакин уверен, что Кишинёв вообще никогда не был селом. По крайней мере, с 1436 года, когда его впервые упомянули в официальных документах.

– Кишинёв на протяжении всего известного нам периода его истории всегда был городом, – заявил Тарнакин.

Другой исследователь, Юрий Швец, полагает, что статус города у Кишинёва был, как минимум, с XVII века.

В 1812 году, через несколько месяцев после присоединения Восточной Молдовы – митрополит Гавриил (Григорий Григорьевич) Бэнулеску-Бодони объявляет своей резиденцией Кишинёв. Не Бендеры с более развитой на тот момент инфраструктурой, а именно Кишинёв – на тот момент совсем недавно в очередной раз сожженное татарами и потому – невзрачное селеньице, славное лишь своими 17 храмами.

Но это был важный в регионе торговый пункт, известный ещё средневековым купцам из Генуи.

Богатая природа

Итак, в 1812 году Бодони переезжает в Кишинёв, а годом позже становится митрополитом Кишинёвским и Хотинским – в епархии, только что созданной на территории присоединённой Бессарабии. Ходили слухи, что именно в Кишинёв он перебрался по настоянию некоего высокого петербургского чина, якобы получившего взятку от местных армянских купцов, желавших срубить процент с нового статуса своего населённого пункта.

Но дело обстояло совсем по-иному. И хоть сам Бодони не оставил записей на эту тему, его сподвижник протоиерей Пётр Куницкий в своих воспоминаниях отмечает: митрополит справедливо замечал, что Кишинёв удобен для резиденции церковной и светской администрации края по причине своего географического положения – он находился в самом центре образованной Бессарабской области.

Кроме того, в окрестностях селения была большая территория, покрытая лесом, а также немало мест с оголённой породой ракушечника, откуда можно было добывать камень для зданий. В Кишинёве, который тогда по-русски называли ещё и «Кишенау» или «Кишенеу», в тот период было немало источников ключевой воды и чистый воздух.

Также митрополит отмечал многолюдность этого места по сравнению с другими близлежащими населёнными пунктами.

В Кишинёве вскоре обосновался губернатор области Скарлат Стурдза и другие чиновники. Туда стали стекаться ремесленники, купцы, активно строились местные бояре, ставшие в 1818 году ещё и дворянами Российской империи. Митрополит основал в Кишинёве духовную семинарию, сильно влиял на создание и развитие ланкастерских школ (где старшие ученики обучали младших), затеял строить свою резиденцию и Кафедральный собор. Словом, в Кишинёве в кратчайшие сроки были созданы предпосылки для активного развития с претензией на превращение в полноценный по тем временам город. И в течение следующих шести лет ожидание стало реальностью.

Ценою выкупа

Для того чтобы сделать Кишинёв краевым центром, его нужно было выкупить – различные части селения принадлежали, как сейчас сказали бы, физическим и юридическим лицам – помещикам и монастырям. И, по правилам того времени, хоть в регионе власть и сменилась, на частные землевладения это никак не влияло. За редким исключением, вся территория тогдашнего Кишинёва была вотчиной монастырей Галата в Яссах и Фрумоаса в нынешнем Каларашском районе. А те в свою очередь подчинялись патриарху Иерусалимскому (или, по другим данным, монастырю св. Гроба в том же городе) и архимандриту монастыря на горе Синай. С ними-то и заключило русское правительство деловое соглашение, и Кишинёв вместе с сёлами Боюкань, Хруска и поместьем Вовинцень были… подарены царскому правительству. Произошло это 22 апреля, а по новому стилю – 11 мая 1818 года. С тех пор Кишинёв и ведёт свою историю в качестве города.

Официально Бессарабская область была создана в том же 1818 году. Тогда же областной архитектор и землемер Михаил Озмидов, пятью годами ранее разработавший первый из сохранившихся планов Кишинёва, начинает застройку территории, и город по статусу понемногу приобретает облик города в реальности.

Автор: Николай Костыркин

https://bloknot-moldova.md/