Ежегодно праздник Хедерлез, одно из главных событий весенней поры, в Гагаузии отмечают с особым размахом, передает GagauzNews.
К сожалению, нынешний год, ввиду карантинных мер, стал исключением, но наша редакция решила не оставлять столь значимую дату без внимания и рассказать об истоках и обрядах праздника, а также о том, как его празднуют в Гагаузии последние несколько лет.
К традиционному празднику Хедерлез гагаузы издревле относятся с особым уважением, так как он символизирует пробуждение природы, появление первой зелени и самое главное — открытие сезона выпаса скота. Начиная с ХIХ века этот день был в числе самых ярких событий года и праздновался три дня подряд. Изначально этот праздник – языческий, но под влиянием христианства со временем был приурочен ко дню святого Георгия Победоносца, который считался покровителем рогатого скота.
Директор музея имени Дмитрия Кара-Чобана в селе Бешалма Людмила Марин считает, что календарный год гагаузов издревле как бы делился на две части, и Хедерлез служил неким ориентиром, поскольку был связан с использованием скотоводческого календаря. Именно этот день обозначал разделение года на два сезона: от праздника “Хедерлез” до праздника “Касым” (день св. Дмитрия – 8 ноября) – летний период и от праздника “Касым” до “Хедерлез” – зимний.
«Рано утром люди шли на праздничную литургию в храм, после торжественной трапезы начинали подготовку непосредственно к обрядам, связанным овцеводством: отделяли овец от ягнят, ставили своё «родовое» клеймо молодым овцам и ягнятам и передавали дойных овец в отары к пастухам. Семьи наших предков не просто разводили овец, они с почтением относились ко всем традициям, соблюдали все поверья, обычаи и обряды, связанные со скотоводством. По их мнению, это защищало животных от различных напастей. Видимо, поэтому в нашей культуре сохранилось много скотоводческих традиций», — рассказала Людмила Марин.
Еще один обряд представлял собой приготовление блюда «курбан» из жертвенного ягнёнка, которого целиком запекали в печи и делили в процессе общественной трапезы. При поедании также существовали запреты, например, запрещалось ломать кости ягнёнка – считалось, что в противном случае можно неким «бесконтактным» способом нанести увечья остальным овцам.
В числе основных обрядов были также гадания об урожае, спортивные состязания по борьбе и качания на качелях, чтобы «намолить» лёгкую работу в летний период.
Из года в год обычаи претерпевали изменения, но не забывались, а наоборот, преумножались. Хедерлез на сегодняшний день – один из самых масштабных и громких мероприятий не только на территории Гагаузии, но и в масштабах всей Молдовы. Доказательством тому служат тысячи гостей из разных стран и регионов, которые на протяжении всего дня наслаждаются празднеством в городе Чадыр-Лунга. Именно там, на базе единственной конефермы страны «Ат-Пролин», для зрителей готовят эффектную культурную программу с концертными номерами, представлением традиционных гагаузских подворий и уникальной возможностью лицезреть знаменитые конноспортивные состязания «Алтын Ат» (Золотой конь).
Ещё одна причина, которая притягивает и сплачивает участников торжества, – это возможность познакомиться с гагаузской кухней, например, с именитой «холодной каурмой» или брынзой домашнего приготовления. Для желающих приобрести не только впечатления, но и навыки гагаузские ремесленники также организуют мастер-классы, в которых с удовольствием раскрывают секреты приготовления таких национальных блюд, как булгур, гёзлемя и кывырма.
Людмила Марин утверждает, что подобный подход к празднованию Хедерлеза положительно сказывается на самосознании гагаузского народа и привлекает внимание не только иностранных гостей, но, самое главное, – местной молодёжи.
«Люди покидают праздник счастливыми, делятся своими впечатлениями. В этих мероприятиях из года в год принимает участие всё больше и больше жителей Гагаузии и иностранных гостей. Чтобы наши традиции и история не утерялась, мы должны стараться пробуждать в молодом поколении интерес к нашим истокам и меня радует, что национальные мероприятия достигают таких масштабов», — заключила Людмила Марин.