На пороге декабрь, заканчивается договор с «Газпромом» о поставках газа в Молдову. Новый не подписан. Неизвестно, откуда будем его получать с 1 января и будем ли получать вообще. Не останемся ли мы без тепла и света в разгар зимы? После заявления о значительном снижении цены на газ последует ли снижение тарифа для рядовых потребителей? Что с долгами левобережья и правобережья? Какова ситуация в целом в газовой сфере? На эти и другие вопросы «Молдавским ведомостям» ответил эксперт в области энергетики, бывший директор НАРЭ Виктор Парликов.
Никто не хочет кризиса, но все играют мышцами
— На заседании чрезвычайной комиссии на прошлой неделе глава «Молдовагаз» Вадим Чебан говорил о рисках реверсных поставок и других сценариев. По его словам, к 1 января все учреждения должны быть готовы к любым ситуациям, в том числе кризисным отключениям. Что подразумевается под ограничительными мерами, к которым руководитель «Молдовагаз» попросил быть готовыми? Еще памятны веерные отключения электричества, костры во дворах… Стоит ли запасаться дровами?
— Как я уже говорил, вероятность сценария, что в трубе не будет газа, всегда есть. Но она крайне мала. Я считаю, что газ будет, и с 1 января не нужно будет принимать каких-либо чрезвычайных мер. Безусловно, к любым сценариям всегда надо быть готовыми. И когда директор «Молдовагаз» говорил об ограничительных мерах, он имел в виду ограничения поставок газа определенным потребителям в условиях дефицита.
Речь идет об ограничении поставок газа тем, кто имеет альтернативные источники сырья. К примеру, на кишиневских ТЭЦ есть резерв мазута, которым можно воспользоваться, чтобы обеспечить столицу теплоносителем. К этому сценарию надо быть готовыми, но я думаю, что после 1 января у нас не будет кризисных ситуаций. Ни Евросоюз, ни Украина, ни Россия не заинтересованы в них. Сейчас между всеми сторонами ведутся переговоры не на тему приостановки поставок газа, а по условиям новых договоров.
Основная точка раздора между российскими и украинскими газовиками не в том, быть или не быть контракту, а на какой срок его заключать. Украина настаивает на том, чтобы как минимум десять лет через ее территорию шел транзит газа в определенном объеме. Россия хочет заключения контракта на прежних условиях, на год-другой, либо нового, на более короткий срок.
Обе стороны отстаивают свои коммерческие интересы. Дело в том, что на данный момент других путей поставок необходимого объема российского газа в Европу нет. «Северные потоки», «Турецкий поток» и другие газопроводы не позволяют обеспечить Европу газом в необходимом количестве. Украинская сторона это понимает и хочет защитить интересы своих газовых компаний на длительный срок. «Газпром», со своей стороны хочет по завершении инфраструктурных инвестиций в газовую отрасль европейских стран сократить свою зависимость от транзита газа по Украине. Никто не хочет газового кризиса, но все играют мышцами на переговорном процессе. Я практически уверен, что контакт будет подписан, может быть, даже вечером 31 декабря.
Два сценария поставок газа на случай, если Россия и Украина не договорятся
— Глава «Молдовагаз» рассказал о сценариях, которые обсуждались на встрече с главой «Газпрома» Алексеем Миллером на случай, если не будет решена проблема. Первый — получение газа на границе России и Украины, когда дальнейшие поставки до границы Молдова-Украина будет осуществлять «Молдовагаз». Второй – поставки газа через трансбалканский коридор путем использования «Турецкого потока». Какой из этих вариантов реален и каковы риски?
— В рамках подготовки к тем переговорам был проведен ряд мероприятий для обеспечения поставок газа в Молдову в реверсном режиме из Турции через Болгарию и Румынию по трансбалканскому газопроводу. Если раньше в эти причерноморские страны российский газ поставлялся через Украину и Молдову, то сейчас существует техническая возможность прокачивать его в обратном направлении по «Турецкому потоку». Объемы газопровода достаточны, чтобы бесперебойно обеспечивать газом молдавских потребителей в необходимом количестве. Если и есть риски, то разве что политические, когда кто-то захочет кого пошантажировать в каком-либо вопросе.
Есть другой сценарий, который предложила украинская сторона. В случае, если Россия откажется подписать договор о транзите газа по украинской территории, «Молдовагаз» будет закупать его для себя у «Газпрома» на границе России и Украины. О дальнейшей поставке газа в нашу страну будут договариваться между собой Киев и Кишинев. В принципе, технических рисков здесь я не вижу – только коммерческие. Какой будет структура этих договоров в итоге, мы пока еще не знаем, поэтому о стоимости для конечных потребителей говорить пока рано.
Для рядовых потребителей газ не подешевеет
— Цена на газ для Молдовы с января значительно понизится — будет ли понижен тариф для конечных потребителей?
— Тариф для конечных потребителей рассчитан, исходя из закупочной цены на границе в 178 долларов за кубометр, в конце прошлого года, и в течение нынешнего она доходила и до более 230 долларов за куб.
НАРЭ еще в четвертом квартале 2018 года должен был пересмотреть тариф на газ для конечных потребителей в сторону повышения. Там, как всегда в предвыборной кампании, заигрались в политику и решили не трогать тарифы. В результате в течение 2019 года «Молдовагаз» накопила так называемые отрицательные тарифные отклонения. Проще говоря, цена на газ для конечных потребителей не покрывала затрат даже на его покупку на границе, не говоря уже о других расходах молдавских газовиков.В нынешнем году «Молдовагаз» из-за такой политики накопил долгов перед «Газпромом» в размере более 400 миллионов долларов. Правда, есть нюансы, о которых мы поговорим позже. Поэтому я не вижу в ближайшее время возможности понизить тариф. Если бы он устанавливался на каждом этапе в соответствии с реальными условиями, то сейчас конечный потребитель мог бы рассчитывать на его понижение. Скорее всего, тариф не будет повышен, а за счет понижения цены со стороны «Молдовагаз» будет «отбивать» тарифные отклонения перед «Газпромом».
Долг Приднестровья накоплен с ведома «Газпрома»
— Игорь Додон говорит, что жители правобережья не должны выплачивать долг Приднестровья и что в случае урегулирования конфликта он должен быть аннулирован. Другой путь — рассчитаться активами «Молдовагаз» в Приднестровье. Как вы к этому относитесь?
— Эту проблему необходимо рассматривать в общем контексте урегулирования приднестровского конфликта, в котором газовые компоненты имеют огромное значение.Вся экономика Приднестровье на данный момент строится на «халявном» газе. Не было бы его, не были бы конкурентоспособны ни Молдавская ГРЭС, ни Рыбницкий металлургический комбинат, ни прочие предприятия, где используются газ и электроэнергия. Более того, деньги, которые поступают за дешевый газ от предприятий и физических лиц, идут не на оплату газа «Газпрому», а направляются на специальный счет. На протяжении последних десяти лет они составляли 35 процентов бюджета приднестровского региона. Схема существует много лет, на неоднократные предложения поменять ее «Газпром» отвечал отказом.
По большому счету долг Приднестровья накоплен с ведома российского концерна. Я думаю, что «Газпром» делает это не по собственному желанию, поскольку убытки отражаются на котировках акции компании на европейских биржах.
Долг долгу рознь
— Когда мы говорим о возвратах долгов «Газпрому», по моему мнению, первым делом надо конкретно разобраться в них. Сегодня многие из высокопоставленных чиновников заявляют о долгах «Молдовагаз», называя разные цифры. Вместе с тем мало кто из них знает, что представляет собой механизм накопления долгов и кто решает, к какому берегу отнести те или иные долги. Вся эта операция происходит в бухгалтерии «Молдоваз», где кто-то расписывает, на чей счет отнести долг и в каком размере.
Чтобы разобраться во всех долгах, накопленных «Молдовагаз» с момента его создания в 1998 году, прежде всего, необходимо навести там порядок. Есть большие вопросы по поводу того, насколько справедливо эти долги ежегодно распределялись между Кишиневом и Тирасполем. По некоторым данным, когда правительство Молдовы выпустило акции на погашение части долга перед «Газпромом», погашался и долг приднестровского региона.
Второй шаг для наведения порядка — разобраться с долгами правобережья. Часть из них, как я уже говорил, была накоплена из-за неадекватной тарифной политики молдавских властей. Долгое время тариф на тепло в Кишиневе сохранялся на низком уровне, в результате чего бывший «Термоком» накапливал долги перед ТЭЦ, те, в свою очередь, перед «Молдовагаз», а последний все больше погрязал в долгах перед российским концерном.
«Термокома» не существует, ТЭЦ перешли в подчинение новому хозяину – ГП «Термоэлектрика». Таким образом, вопрос о возврате этих долгов повис в воздухе. У «Газпрома» нет четкого понимания того, как вернуть деньги, поскольку «Молдовагазу», главным акционером которого является российский поставщик газа, не с кого требовать их. Нужно найти механизм переноса этой части долга на молдавского потребителя: либо через тарифы на газ, либо через выпуск специальных акций госбюджета, либо еще как-то.
Есть и другая часть долга, гораздо более «интересная». Из более чем 400 миллионов долларов долгов «Молдовагаз» перед российским поставщиком можно найти объяснение 200-м с чем-то миллионам долларов – это долги ТЭЦ и тарифных отклонений. А вот откуда взялись другие почти 200 миллионов долларов из этого долга?
Не секрет, что эта часть была накоплена вследствие нецелевого использования средств на предприятии «Молдовагаз», которое вместо, чтобы рассчитываться с «Газпромом», тратило деньги на все что угодно. Был построен шикарный офис по ценам выше даже московских. Огромные деньги расползались по офшорам на закупку непонятно чего. За эту часть долга должен отвечать не конечный потребитель, а «Газпром», который является главным акционером «Молдовагаз». Российский концерн должен взять на себя ответственность за убыточное администрирование молдавского предприятия.
«Газпром» закрывал глаза на накапливание долгов
— Не исключаю, что «Газпром» сознательно закрывал глаза на накапливание долгов в «Молдовагаз» для того, чтобы оттянуть или заблокировать внедрение в Молдове III Энергетического пакета, который предполагает, что газотранспортное предприятие «Молдоватрансгаз» будет управляться не «Молдовагаз», а независимым от поставщика предприятием.
«Газпром», таким образом, потеряет монополию на транспортировку газа по территории Молдовы, в том числе и в Приднестровье. Следует учитывать, что независимое от поставщика газотранспортное предприятие вряд ли захочет поставлять газ в приднестровский регион себе в убыток. России в этом случае придется либо найти способ доплачивать часть тарифа для приднестровцев, либо найти другой путь поддержки региона.
Мы затянули внедрение этого пакета. В ближайшее время, думаю, он все же будет внедрен в нашей стране, и вопрос с долгами перед российским концерном придется решать.
Николай МЕНЮК
vedomosti.md