Выход США из Всемирной организации здравоохранения подтвердил кризисное состояние всей системы международных организаций и поставил под вопрос ее дальнейшее функционирование. Будучи страной-потребителем международной помощи, Молдова может в значительной мере пострадать от назревающих трансформаций
6 июля 2020 года Соединенные Штаты Америки вышли из Всемирной организации здравоохранения. Очевидно, принятое Дональдом Трампом политическое решение является необратимым. Для окончательного оформления выхода из состава ВОЗ Вашингтону осталось уладить формальности, связанные с выплатой задолженности по членским взносам на сумму в 200 миллионов долларов. Несмотря на то, что «развод» США с ВОЗ давно анонсировался, а президент Трамп неоднократно публично обосновывал данный шаг, произошедшее впечатляет.
Безусловно, США, на долю которых приходится свыше 25% всех заболевших COVID-19 в мире, имеют все основания для критики ВОЗ, неповоротливо и бюрократично отреагировавшей на коронавирусную вспышку. С точки зрения внутренней политики, проигнорировать 133 тысячи летальных исходов (из них почти 50 тысяч в Нью-Йорке и Нью-Джерси, лично близких Дональду Трампу) 45-й президент США никак не мог.
Однако решительность и брутальность реакции США говорят о чувстве глубокой неудовлетворенности нынешнего руководства Вашингтона глобальными институтами. Отказ от финансирования и выход США из ВОЗ – это, среди прочего, еще и сигнал другим международным институтам. Сразу вспоминается чрезвычайно сложный и напряженный период взаимоотношений Вашингтона с Международным валютным фондом, который в 2007-2011 годах возглавлял французский политик-социалист Доминик Стросс-Кан, потерявший свою должность при весьма странных и пикантных обстоятельствах.
На сегодняшний день под огнем острой критики Дональда Трампа все чаще оказывается Всемирная торговая организация. Считается, что ВТО традиционно выступала в качестве инструмента обеспечения экономического доминирования «сильных мира сего», включая США. Однако Китайская Народная Республика, оказавшись по классификации организации в когорте развивающихся стран, смогла извлечь огромную выгоду, увеличив производство, экспорт и уровень жизни. Несмотря на взаимные проникновение и зависимость экономик США и КНР до состояния пресловутой «Кимерики», Пекин до сих пор пользуется всеми преимуществами статуса развивающейся экономики.
Такой расклад противоречит картине мира в духе «Make America great again» и заставляет Вашингтон действовать с минимальной оглядкой на нормы ВТО. К примеру, прямым нарушением норм организации является введение протекционистских пошлин США на сталь и алюминий, в том числе из Европейского союза. Здесь же стоит упомянуть и торговые войны с Китаем, конфликты с Мексикой, трансграничное применение санкций против Ирана, КНДР, России, Китая, Кубы, а также пренебрежение возможностями сделки «ОПЕК+».
Сегодня можно с уверенностью говорить о новом изоляционизме США и готовности защищать свои национальные интересы без излишнего пиетета перед устаревающими международными институтами. США предпочитают двусторонние и многосторонние тактические союзы неповоротливым международным институтам, которые с каждым днем теряют свою ведущую роль и легитимность.
Дошло до того, что Вашингтон раскачивает основы военного альянса НАТО, всегда воспринимавшегося именно в качестве инструмента американской внешней и военной политики. Еще недавно радикальное сокращение численности военнослужащих США в Германии могло показаться неуместной шуткой. Сегодня очевидное «наказание» Берлина за отказ тратить 2% ВВП на военные нужды становится частью политической реальности.
Между тем Вашингтон десятки лет был и остается основным донором абсолютного большинства подобных универсальных организаций. Именно членские взносы США обеспечивали бесконечное «раздувание» штатов этих организаций, расширение числа реализуемых проектов и полевых присутствий, в том числе в Молдове. Финансируемые организации усиливали позиции и транслировали позицию Вашингтона по всему миру. Однако теперь США, очевидно, более не хотят платить, расценивая приобретения от существования таких организаций как недостаточные, а порою попросту фиктивные.
Республика Молдова весь период независимого существования выступает потребителем международной помощи. Структуры семьи ООН, МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, а также многочисленные правительственные агентства и неправительственные фонды – все как один являются донорами Молдовы. Ослабление таких организаций и пересмотр оказываемой ими поддержки чрезвычайно опасны для Молдовы, совершенно не готовой сегодня «слезть с донорской иглы».
К тому же современное международное право переживает не только институциональный кризис – эрозии подвергаются его основополагающие принципы, включая неприменение силы и территориальную целостность государств. Сегодня международное право в целом благоволит усилиям Молдовы по реинтеграции Приднестровья, однако следом за разрушением институтов может произойти и ревизия его принципов. И тогда Молдове придется научиться не только «жить по средствам», не полагаясь на иссякающее международное финансирование, но и самостоятельно выстраивать разумную политику внутри страны и на международной арене.
Антон ШВЕЦ