Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

У меня был такой неприятный опыт: видеозапись со мной попала в социальные сети, а мне даже не было из­вестно, что кто-то меня снимал, хотя съемка и про­исходила на улице. В последнее время все больше людей жалуются на подобные факты. Существуют ли пра­вовые нормы на этот счет?
В. Негру, мун. Кишинэу

Правовые нормы на этот счет существуют, хотя наше общество делает только первые шаги в плане защиты частной жизни.

В соответствии с законом каж­дое физическое лицо имеет пра­во на жизнь, здоровье, физичес­кую и психическую неприкос­новенность, на свободное вы­ражение мнения, на имя, честь, достоинство и профессиональ­ную репутацию, на собствен­ное изображение, на уважение интимной, семейной и частной жизни, на защиту персональных данных, на уважение своей па­мяти и тела после смерти.

При осуществлении права на собственное изображение лицо может запрещать или препятствовать воспроизведению ка­ким-либо образом его внешнего вида или голоса либо, по обстоя­тельствам, использованию тако­го воспроизведения. Если лицо согласно на то, чтобы его изоб­ражение было запечатлено при обстоятельствах, когда очевид­но, что изображение будет рас­пространяться, предполагается, что оно также согласно на его воспроизведение и распростра­нение обычным способом, как и следует разумным образом ожи­дать при таких обстоятельствах.

Как гласит ст. 46 Гражданского кодекса, может считаться нару­шением неприкосновенности частной жизни: незаконное про­никновение в жилище или пре­бывание в нем либо изъятие из него любого предмета без раз­решения лица, занимающего его на законном основании; неза­конный перехват частного раз­говора с помощью любых тех­нических средств или сознатель­ное использование такого пе­рехвата; фиксация или исполь­зование изображения или го­лоса лица, находящегося в час­тном пространстве, без его со­гласия; распространение изображений, представляющих внутренний вид частного про­странства, без согласия лица, за­нимающего его на законном ос­новании; осуществление каким бы то ни было образом наблю­дения за частной жизнью, кроме случаев, прямо предусмотрен­ных законом; распространение новостей, обсуждений, рассле­дований либо письменных или аудиовизуальных репортажей о частной, личной или семейной жизни без согласия соответству­ющего лица; распространение материалов, содержащих изображения лица, находящегося на лечении в учреждениях меди­цинской помощи, а также пер­сональных данных о состоянии здоровья, в том числе результа­ты вскрытия, без согласия соот­ветствующего лица, а в случае умершего лица – без согласия семьи или управомоченных лиц; недобросовестное использова­ние имени, изображения, голо­са или схожести с другим лицом; распространение или использо­вание корреспонденции, руко­писей или других личных доку­ментов, включая данные о месте жительства, месте временного пребывания, а также телефон­ных номерах лица или членов его семьи, без согласия лица, ко­торому они принадлежат или которое, по обстоятельствам, вправе распорядиться ими.

Не является нарушением пра­ва на частную жизнь вмешатель­ство, допускаемое законом или международными договорами по правам человека, одной из сторон которых является Р. Мол­дова, а также добросовестное осуществление конституцион­ных прав и свобод.

Когда лицо, которого касается информация или материал, само предоставляет их физическому или юридическому лицу, о кото­ром известно, что оно осущест­вляет деятельность в области ин­формирования общественности, согласие на их использование предполагается и не требует вы­ражения в письменной форме. Лицо, согласившееся на исполь­зование личных документов, изображений или аудио- или ви­деозаписей лица либо его лич­ных высказываний, может отозвать свое согласие, даже если оно было дано на определен­ный период времени. Если со­гласие, данное на определенный период времени, отзывается без того, чтобы отзыв был оправдан существенным изменением об­стоятельств или иной обосно­ванной причиной, лицо, отзыва­ющее согласие, должно возмес­тить ущерб, причиненный лицу, которому было дано согласие.

Согласие не требуется, если изображение, личный документ, аудио- или видеозапись лица выполняются или используются в осуществление или в защиту других прав или других охраня­емых законом интересов, либо используются в официальных целях или в общественных ин­тересах. Согласие соответствую­щего лица не требуется для за­писи изображения или голоса и для использования этой записи в случае, когда она сделана в тол­пе или во время публичного ме­роприятия.

Таковы основные правила, за­крепленные законом.

vocea.md