венецианская комиссия

Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Венецианская комиссия Совета Европы обнародовала заключение по поправкам в закон о прокуратуре, принятого в сентябре парламентом Молдовы. Как передает агентство «ИНФОТАГ», краткое заключение (Amicus Curiae Brief) опубликовано накануне на сайте ВКСЕ.

В нем комиссия на девяти страницах изложила свое мнение относительно поправок в закон «О прокуратуре», который был принят парламентом 16 сентября. Эти поправки предусматривали, что кандидатов в генпрокуроры отбирает комиссия министерства юстиции, которая предлагает кандидатов Высшему совету прокуроров, а он – президенту. Многие юристы критически высказывались по этому поводу, так как комиссия минюста не предусмотрена Конституцией. Кроме того, в начале ноября бывший министр юстиции Олеся Стамате аннулировала результаты проведенного комиссией конкурса, а премьер-министр Майя Санду предложила новую поправку в закон, согласно которой кандидатуру, отобранную комиссией, предлагает ВСЕ глава правительства. Это решение премьера привело к отставке правительства, после чего генпрокурором был назначен Александра Стояногло. Он был отобран по результатам отмененного Олесей Стамате конкурса комиссии минюста.

ВКСЕ признала правомерным созданием комиссии, отметив, что в выборе кандидатуры генпрокурора может участвовать не только Высший совет прокуроров, но и другие структуры. При этом, по мнению комиссии, у ВСП должно быть больше полномочий при выдвижении кандидата.

«При отборе кандидата и назначении генпрокурора следует избегать чрезмерной политизации. Участие в отборе кандидатов комиссии минюста не обязательно внесет в этот процесс элемент политизации», – считает ВКСЕ.

Комиссия также одобрила расширение ВСП с 12 до 15 членов, путем включения в его состав дополнительно трех членов – председателя Союза адвокатов, омбудсмена и представителя гражданского общества.

«Расширение состава ВСП не будет угрожать независимости прокуратуры, потому что состав совета остается достаточно плюралистическим, а прокуроры будут в нем по-прежнему в большинстве. Членство министра юстиции в Совете прокуроров не является нежелательным, поскольку из 15 членов совета только один представляет правительство», – отмечается в документе.

Авторы указывают на то, что Конституция Молдовы четко не предусматривает, должны ли прокуроры делегировать своих коллег в состав ВСП, «а лишь отмечает, что в совете должны быть прокуроры». По мнению комиссии, ясность в этом вопросе должен внести Конституционный суд Молдовы. Также, КС должен высказаться и по поводу включения комиссии минюста в процедуру отбора кандидата на пост генпрокурора.

«Ни в национальном, ни в международном законодательстве нет четкого ответа на этот вопрос. Если процедуры избрания генпрокурора изменили, чтобы помешать Высшему совету прокуроров выдвинуть определенного кандидата, или чтобы гарантировать участие определенных лиц в конкурсе, то это может быть посягательством на разделение властей. В то же время эксперты ВК уверены, что парламент может вмешиваться в проведение конкурса, если он крайне несправедливый, неэффективный или дискриминационный», – говорится в заключении ВКСЕ.