Практически у социалистов в Хынчештском районе не было шансов на победу. Никаких шансов. Так думали многие.
Но нет таких крепостей, которые бы не брала в Молдове большевичка Майя Санду.
Почему большевичка?
Потому, что у нее вождистский тип мышления.
Потому, что она культивирует свою незаменимость и непогрешимость .
Потому, что она уверена, что все кто не за нее, те против Молдовы.
У правоцентристских сил, лидером которых считает себя сегодня Санду, в этом районе всегда на выборах было твердое большинство.
На выборах 24 февраля 2019 года в этом округе социалисты радовались третьему месту. Тогда первое и второе места разделили между собой центристы и правые.
И не нужно сейчас жаловаться на коронавирус, на низкую явку, на разрешённый законом подвоз избирателей и т.д. Условия для всех были одинаковые.
Но одни смогли эти условия использовать с наибольшим эффектом для своей победы, а другие все профукали.
Вспомним начало кампании.
Если у кого-то наивысший рейтинг среди оппозиционных политиков? Если кто-то считает, что может и должен победить на выборах президента Додона? Что этот политик должен сделать?
Правильно – объединять все оппозиционные силы и победить. А для этого нужно не только кичиться своим рейтингом, связями с США и ЕС, но и уметь идти на компромиссы, уметь сплачивать и мотивировать хороших и разных союзников.
Таким компромиссом мог быть отказ от выдвижения только своего кандидата и предложение общими силами поддержать того кандидата, который выиграет праймериз.
Уже сама подготовка и проведение предварительного опроса – это хорошая возможность сплотить оппозиционные партии.
Следующий шаг – это мобилизация всех ресурсов оппозиционных партий. И создание единого штаба.
Затем, в один из первых дней кампании, собрать в районе форум всех оппозиционных партий. Этот форум стал бы официальным стартом кампании. На нем был бы озвучен месседж и слоган единого кандидата.
И еще две вещи нужно было обязательно сделать.
1. Попытаться убедить Воронина, Усатого и Ткачука выставить своих кандидатов.
Как это сделать? Не знаю. Но политик, который считает себя лидером и претендует стать кандидатом на пост президента, должен уметь это делать. Политика, хочешь ты этого или нет, но это поле для торгов. Больших и малых. И постоянных. Да, нужны красные флажки, за которые нельзя переступать, но это не помеха для торговли.
Кандидаты от этих партий частично бы оттянули голоса кандидата от ПСРМ.
2. Нужно было бы сохранить кандидата от партии Шор. Почему? Потому, что его снятие было очень выгодно социалистам.
Также нужно было вбивать клинья между кандидатами ПСРМ и ДПМ. Да, в руководстве этих партий явно договорились, но у каждого политика есть еще и свои амбиции. И если бы кандидата от ДПМ убеждали, что у него есть шансы на победу, то он мог бороться реально, а не имитировать борьбу.
Короче, ничего из этого и многого другого не было сделано.
Увы, Майя Санду поспешила выдвинуть своего кандидата. При этом даже не учла мнение тех членов своей партии, которые проживают в Хынчештском районе.
Сам подход к выдвижению: я решила – вы соглашайтесь, уже частично расколол ее сторонников. И вообще, нужно отметить, что самодеятельность и самонадеянность Санду, ее неумение быть командным игроком, уже начали настораживать, как членов партии, так и симпатизантов этого политического движения. И это уже не первый ее прокол.
В результате, проевропейские кандидаты вместе набрали на тысячу голосов больше, чем кандидат социалист. Но выборы проиграли.
Проиграли, потому, что набрали эти голоса три кандидата, а могли быть голоса одного единого кандидата, отобранного в результате праймериз. Не факт, что это был бы кандидат, который участвовал в выборах. Но факт, что это был бы кандидат-победитель.
Депутатом парламента от округа стал социалист Штефан Гацкан. Он опередил на тысячу голосов личную креатуру Майи Санду, экс министра юстиции Олесю Стамати.
Нужно очень постараться, чтобы так бездарно проиграть выборы. Мало кто мог бы так сделать.
А Майя Санду сумела…