Бывший премьер-министр Майя Санду считает ненужным ремонт Мемориала воинской славы «Вечность» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Об этом она заявила в эфире одного из телеканалов. Ведущий спросил у Санду, нужен ли ремонт — или «достаточно покрыть памятники бронзовой краской»? Санду заявила, что следовало бы провести экспертизу, призвав фракцию своей партии сделать запрос в парламенте. По ее словам, ремонт Мемориала не является приоритетом. В прошлом году Майя Санду сообщила, что не считает молдавский народ победителем в войне, а годом ранее – что о маршале Ионе Антонеску «можно сказать как хорошее, так и плохое».

Нужен ли ремонт Мемориалу? Ситуацию комментирует Алексей Петрович, глава Координационного совета российских соотечественников в Республике Молдова, руководитель Русского историко-патриотического клуба.

— Со времён оставившего о себе печальную память министра обороны Шалару мне не доводилось утруждать себя комментариями действий и высказываний политических деятелей нашей республики.

Нелепые реплики растерявших свой электорат политических партий, «боровшихся» за объединение с Румынией, «очищавших» Молдову от наследия большевизма и стоявших на страже «российской угрозы» сегодня не вызывают даже усмешки. «Беспредельные» действия парламентского большинства прошлого созыва, связанные с насильственным и абсолютно беззаконным слиянием празднования Дня Победы и Дня Европы в один день также получили соответствующую огласку на всех предоставленных мне с 2017-го года национальных и международных площадках. Надеюсь, что и ответственные государственные органы установят обстоятельства, при которых был принят Закон № 230 РМ от 4 октября 2018 года, гласящий, что 9 мая, помимо Дня Победы и памяти героев, павших за независимость Родины мы отмечаем также и День Европы. Надеюсь, что этот закон будет отменен, а превысившие свои полномочия парламентарии понесут заслуженное наказание.

Но когда бывший премьер-министр Майя Санду сделала заявление относительно главной воинской святыни страны — мемориала воинской славы «Вечность», усомнившись в необходимости его реконструкции, а также привязала будущий ремонт к электоральной кампании, я счел необходимым сделать несколько пояснений.

Во-первых, г-жа Санду проявила крайнюю некомпетентность. Вероятно, негативное отношение к памяти борцов-антифашистов, воинов Красной армии, настолько сильно, что оказалось даже сильнее профессиональной памяти бывшего министра просвещения и бывшего премьер-министра.

Проблемы с мемориальным комплексом «Вечность» начались еще в 2013-м году, когда стали разрушаться элементы мемориала. И с тех пор ответственное за военно-исторический объект иинистерство обороны стало поднимать вопрос о необходимости выделения денежных средств на его содержание. Время шло, мемориал рушился, офицеры министерства обороны продолжали писать письма и взывать о помощи. Правительство Филата отмолчалось. Правительства всех последующих товарищей тоже. И только в кабинете Санду её коллега по блоку ACUM министр внутренних дел Андрей Нэстасе пнул в расшатанные плиты мемориала — ликвидировал пост карабинеров, несший службу на территории комплекса. И сразу два чудовищных случая вандализма, не раскрытые до сих пор.

Далее. Министр обороны Павел Войку в кабинете Санду подготовил и представил отчет о необходимости реконструкции мемориала. Представил премьер-министру. А потому совсем непрофессионально апеллировать к коллегам и просить экспертизу. Она давно уже существует, г-жа Санду, и Вы её видели. Только сумма в ней уже не соответствует действительности, потому что с момента её представления вам мемориал лишился еще нескольких элементов.

Во-вторых, о приоритетах и «умирающих от голода». За время фашисткой оккупации в нашей стране было уничтожено более 300 тысяч человек. Их расстреливали, вешали, забивали до смерти, и, в том числе, морили голодом. В промышленных масштабах. И святой долг любого правительства, вне зависимости от идеологии, сохранить достойную память о тех, кто спас мир от коричневой чумы.

Вечный огонь горит в Москве и Петербурге, Париже и Мюнхене, горит и будет гореть в Кишиневе. А потому напрасен, неблагодарен и недостоен путь борьбы с памятью. Особенно с народной.