Кишиневские советники на встрече с бухарестскими коллегами вели себя как дикари и снова доказали, что нам не хватает вовсе не унири, а главным образом ума и семи лет домашнего воспитания. Тем, кто присутствовал на совместном заседании двух муниципальных советов, было стыдно за поведение народных избранников.
Форум «Кишинев-Бухарест» начинался благопристойно
Официальная делегация муниципального совета Бухареста, возглавляемая вице-примаром румынской столицы Аурелианом Бэдулеску, 15 января приняла участие в работе кишиневского муниципального совета. В повестке дня совместного заседания был только один вопрос: подписание специального Соглашения в дополнение к Протоколу о дружбе между муниципальными советами Кишинева и Бухареста, подписанного 4 ноября 1999 года.
Румынских коллег приветствовал генеральный примар Кишинева Ион Чебан, который назвал эту встречу знаменательной – она проходила в национальный день культуры Румынии и в день рождения Михая Эминеску, почитаемого на обоих берегах Прута. Чебан заявил о необходимости продолжения сотрудничества в многочисленных совместных проектах с румынской стороной.
«Нам есть чему поучиться и есть что перенимать в плане опыта у наших румынских коллег», — сказал генпримар. Затем были избраны рабочие органы заседания, обсуждены поправки в повестку. Секретарь совета Адриан Талмач напомнил участникам форума, что во исполнение протокола от 1999 года отношения между Кишиневом и Бухарестом все эти годы успешно развивались. Он упомянул передачу Кишиневу в 2018 году на бесплатной основе двух автобусов, финансирование работ по реставрации гранитной лестницы в столичном парке Валя морилор, дар партии книг городской библиотеке Хашдеу, многочисленные мероприятия по обмену опытом в области культуры и образования между двумя столицами. В то же время Адриан Талмач заметил, что эти отношения сотрудничествануждаются в юридическом закреплении: «Как законодательство Молдовы, так и законодательство Румынии предусматривают, чтобы договоры о дружбе были закреплены решениями местных органов, чтобы не возникало в дальнейшем проблем при финансировании различных проектов».
Адриан Талмач напомнил советникам содержание дополнительного Соглашения к Протоколу. Документ предусматривает сотрудничество и обмен опытом по развитию обеих столиц: по имплементации различных проектов в области развития экономики, культуры, образования, молодежи, спорта, туризма и т.д., а также развитие межведомственных отношений в области здравоохранения и других сфер, освоение европейских фондов и многое другое.
Во исполнение этого договора советникам предстоит разработать новую программу на четыре года или более — сроки предстоит определить самим народным избранникам.Контроль за выполнением документа возлагается на генпримара Кишинева Иона Чебана.
Заседание проходило поначалу в цивилизованном благопристойном русле, советники демонстрировали сдержанность и спокойствие, пока дело не дошло до дебатов.
ПровокацияPAS на фоне собственной профнепригодности
Во время дебатов фракции должны были в рабочем порядке высказать свои предложения по улучшению документа и внести поправки. Поправка оказалась одна, да и то стилистического порядка. Зато целый ряд правых фракций получили в этот момент фору для своего политического самоутверждения перед гостями из Европы. И сделали они это за счет очернения коллег из партии социалистов. Особенно отличилась во время дебатов фракция PAS, недавний союзник ПCРМ в правительстве, которая за время своего нахождения в муниципальном совете не вышла в совет ни с одной инициативой в поддержку своих избирателей. Зато какое красноречие!
Советник Василе Грэдинару, руководитель фракции PAS,поблагодарив братьев-румын за многоплановую и искреннюю помощь Кишиневу, которую они оказывают «несмотря на негативные декларации некоторых кишиневских политиков в адрес Румынии», и заявил, что Бухарест остается партнером номер один для Молдовы. «Этот юридический документ представляет собой шаг вперед к базовому документу, подписанному в 1999 году, и еще один шаг к долгосрочной дружбе между Молдовой и Румынией, а также небольшой, но уверенный шаг к объединению двух стран»,– заявил Грэдинару. А далее – внимание! – было вот что: «Я был бы очень признателен, если бы все политические фракции муниципального совета проголосовали за этот документ, проявив таким образом свою причастность к этому символическому акту объединения, включая коллег из ПСРМ, ДПМ, партии Шор и других, чтобы таким образом, каждый из нас внес свой вклад в объединение наших двух государств».
Каково? Не проголосовать нельзя, а проголосовав, не отмоешься.
Подпись генпримара Иона Чебана не есть о’кей?
Но и это еще не все. Известно, что право на румыноунионизм в Молдове приватизировано правыми партиями. А тут инициатива с подписанием документа принадлежит, скажем так, левым, которые над документом немало в эти дни корпели. Да еще право контроля за исполнением документа закреплено за генпримаром-социалистом, который на время примарского мандата от своей партийности отказался.
Как с этим правым смириться? И Василий Грэдинару провозглашает: «Что касается пункта, в котором говорится о том, чтобы функцию контроля за исполнением документа возложить на генпримара Иона Чебана, — это не есть о’кей! Я предложил бы опустить в соглашении фамилию генпримара, учитывая, что документ долгосрочный, чтобы позже не пришлось переголосовывать за фамилию другого примара, в случае если произойдет смена руководства примэрии».
Что это, гремучая безграмотность или уязвленное самолюбие?
Про «пережитые страдания прошлого и настоящего»
Унионистскую позицию Василе Грэдинару вполне ожидаемо поддержал Ион Чебану, его коллега из Либеральной партии, которая в нынешнем созыве усохла до трех членов. «Не хочу быть лицемерным и не могу не отметить некоторые вещи, которые у нас случаются, — заявил он. — Но я не верю, что те, кто рвет карты Румынии и ведет экспансионистскую политику России в Донбассе, Грузии и других странах, искренни в своем продвижении румынизма в Бессарабии». Как вам? Приоритет румыноунионизма неделим!
Но совет собрался не для того, чтобы обсуждать политические цели Молдовы. Задача скромнее: сдвинуть с места экономический воз проблем в столице и продвигать культурные ценности. Либерал Чебану же, ссылаясь на сентябрьскую резолюцию Европарламента (!) о важности «исторической памяти», попытался внедрить в экономический, по сути, документ, носящий локальный характер, политический пункт о том, что «в связи с вышеупомянутой резолюцией два муниципальных совета берут на себя ответственность, чтобы в качестве моральной компенсации за пережитые страдания прошлого и настоящего воздавать дань уважения тем, кто пострадал как в годы второй мировой войны, как и в результате подписания пакта Молотова Риббентропа».
Советник Вячеслав Неделя, один из двух представителей Демпартии в муниципальном совете Кишинева, с раздражением заметил коллегам: «Не знаю, кто вас вдохновил на то, чтобы агитировать нас подписать этот документ, только, слишком уж много на себя берете. Мы, мол, и без вас знаем, что надо голосовать». И, решив переплюнуть товарищей по МСК от правых партий, сделал пафосное заявление в адрес гостей: «На всем румынском пространстве есть только два самых больших города: Бухарест и Кишинев. Добро пожаловать, господа, домой! Мы уважаем ваше экспертное мнение и готовы его выслушать!».
Похоже, что от самоуничижения и неконструктивности кишиневских правых неловко стало даже самому бухарестскому вице-примару. Аурелиану Бэдулеску, который непротокольно взял слово, чтобы объяснить советнику от Либеральной партии, что бессмысленно включать в обсуждаемый документ политические коннотации, поскольку есть риск неутверждения его румынским министерством иностранных дел. Документ есть документ, говорил он, и за его выполнение кто-то должен нести ответственность, логично, чтобы это был генпримар Ион Чебан,хотя сам Чебан на этом не настаивал и даже готов был пойти на уступку правым.
Гораздо больше здравомыслия, чем у его коллег, было в выступлении председателя юридической комиссии Виктора Полякова, советника от ПСРМ. «Мы не можем позволить себе большее, чем предусмотрено соответствующими законодательными актами, которыми мы руководствуемся в администрировании наших городов, — заявил он.- Юридическая комиссия дала позитивный авиз на документ, предлагаем проголосовать за него в неизменном виде».
Валерий Клименко: «Хочу, чтобы коллеги из Румынии знали, что у нас в Молдове сторонников раздрая не более 5 процентов»
И только один советник — от партии Шор, русскоязычный Валерий Клименко, наш молдавский Жириновский, не боясь ничьего осуждения, расставил все по своим местам.
«Очень плохая у нас традиция в мунсовете начинать с политики, а не с хозяйственных дел, – изрек он. — И сегодня нам продемонстрировали ярчайший пример того, как политика довлеет над интересами города и над проблемами, которые мы намерены решать, используя в том числе опыт соседних государств». И, дав согласие своей фракции на голосование за документ, Клименко предложил «протокольно обязать мэрию Кишинева вернуться к договорам о побратимстве также и со столицами соседней Украины, Беларуси и России, поскольку эти договоры сегодня не действуют. Их нужно продлить и продолжить сотрудничество с мэриями этих городов и с народами этих дружественных нам стран, чтобы заимствовать и у них все положительное, что мы можем применить у себя, в нашем разрушенном Кишиневе».
Напоследок и Клименко не удержался, чтобы не уязвить своих оппонентов: «Почти 30 лет Кишинев убивали те политики, которые сегодня призывают вспомнить пакт Молотова-Риббентропа и другие вопросы, ничего общего не имеющие с чисто хозяйственными делами столицы и вопросами сотрудничества и улучшения жизни наших людей. Я хочу, чтобы коллеги из Румынии знали, что у нас в Молдове сторонников такого раздрая не более 5 процентов. Но они очень крикливые, они лезут к микрофонам при малейшей возможности, чтобы изложить свои сумбурные мысли. Не обращайте на это внимание! Подавляющая часть людей в Молдове хотят нормально жить в чистом ухоженном городе и дружить со всеми, кто хочет с нами дружить».
После единогласного голосования за документ в финале заседания Валерий Клименко, которому кто-то из правых громко попенял на незнание румынского языка, демонстративно подошел к вице-примару Бухареста, чтобы в знак признательности пожать ему руку. Аурелиан Бэдулеску доброжелательно на рукопожатие ответил. Эффект был произведен.
Мария БУИНЧУК
vedomosti.md