Отвечаем на новые попытки очернить Александра Сергеевича Пушкина перед жителями Молдовы.
Дело в том, что в соцсетях всплыл старый фейк о так называемом «письме молдавскому народу», которое несведущие пользователи приписывают великому поэту, что не соответствует действительности.
«В Молдове сохраняется довольно устойчивое позитивное отношение к Пушкину, к его жизни и творчеству на молдавской земле. Но есть и те, кто желает пересмотреть роль нашего общего наследия. Вот уже более 20 лет подряд эти люди не чураются использовать против Пушкина то, что не является продуктом творчества поэта и давно уже признано подделкой», — заявил агентству Новости-Молдова известный молдавский пушкинист, ученый секретарь дома-музея Пушкина в Кишиневе Виктор Кушниренко.
«Недавно я общался в Петербурге, с научным сотрудником Рукописного отдела Института русской литературы (ИРЛИ) Российской академии наук Александром Дубровским, защитившим диссертацию на основе созданной им новой картотеки о произведениях, не принадлежавших Пушкину, но приписываемым ему. Он отметил – то, что в Молдове сегодня используется против Пушкина т.н. «Письмо молдавскому народу», на самом деле никакого отношения к Поэту не имеет», — отметил Кушниренко.
По его словам в этом тексте, приписываемом Пушкину, содержатся такие строчки:
Среди неистовых цыганок
Я, как Орфей среди вакханок,
В кругу кокеток-молдованок
Пожалуй, Бог среди болванок.
Зато меж грустных молдован
Не лань в овраге львином.
Вернее, лев меж обезьян,
Я, конь арабский Альмадан
В смиренном таборе ослином.
«Речь идет о стихах, версия о принадлежности которых перу Пушкина была развенчана еще в 1903 году в изданной в Петербурге книге «Мнимый Пушкин в стихах и прозе и изображениях» (стр. 22-23). Известный литературовед Петр Ефремов писал тогда: «В 1880 году, в эпоху празднований по постановке памятника Пушкину, явилось такое множество псевдо-пушкинских стихотворений, что указывать было бы скучно, тем более, что почти вслед за появлением их печатались и опровержения». Он же уточнял: «Тогда же в «Историч.(еском) Вестнике» (№9) сын П. А. Каратыгина (русский актер и драматург – ред.) напечатал стихотворение, найденное в бумагах отца: «26-го июня 1821 года. Кишинев». Меня г.(осподин) Бартенев укорял в своем «Архиве», что я не перепечатал этого в Исаковском издании, но если стихотворение и написано как будто от имени Пушкина, тем не менее достаточно было прочитать хотя бы следующие стихи, чтобы сказать: кто именно написал их (далее идет полный текст с уже упомянутой здесь цитатой – ред.). Совсем остроты Каратыгинских водевилей, в роде: «ты, любезнейший, на чужом обеде всегда не в своей тарелке» (…). Да не мешало бы г.(осподину) Бартеневу припомнить заявление Катарыгина, при разъяснении, что стихотворение: «Входя в небесные селенья» принадлежит ему, а не Пушкину: «так иногда наш брат, актер, может загримироваться схоже на какое-нибудь известное лицо, и голос себе подделать, но изображаемою личностью сам все не сделается». Иными словами, еще в 1903 году Петр Ефремов отметил, что приписываемые Пушкину стихи являются плодом измышлений Петра Каратыгина. Потому эти стихи, не имеющие никакого отношения к поэтическому наследию Пушкина, и не входят в собрание сочинений великого русского поэта, почитаемого ныне во всем мире», — подчеркнул Кушниренко.
«Простим, на первый случай, тех, кто заблуждается, и кто искренне раскаивается в том, что использовал фальшивку Каратыгина. Как-никак, а появилась она 132 года назад. Простим, но будем на страже! Ведь эту фальшивку с превеликой охотой используют сейчас против Пушкина, против России некоторые и местные журналисты, и лидеры партий, и парламентарии. Потому всем им хочется раз и навсегда сказать – «Успокойтесь, господа»! Никакого письма молдавскому народу Пушкин никогда не писал»», — подытожил пушкинист.