поезд

Во время пандемии COVID-19 практически полностью прекратились пассажирские перевозки и сократился товарооборот грузов из-за приостановки деятельности многих предприятий во всех странах.

Это привело к резкому спаду показателей в авиационной, железнодорожной и автомобильной отраслях. Об этом свидетельствуют опубликованные данные Национального бюро статистики о результатах работы пассажирского и грузового транспорта в январе-апреле 2020 года, передает экономическое обозрение logos.press.md 

Показатели работы всех видов транспорта оставались примерно на одном уровне на протяжении 2019 года и начала 2020, но в марте резко упали. Как результат, в январе-апреле 2020 года перевезено 20,7 млн пассажиров, или 60,9% по отношению к такому же периоду прошлого года. В апреле всеми видами транспорта было перевезено 949,7 тыс. пассажиров, что составляет лишь 10,7% по отношению к апрелю 2019 года. Очевидно, что десятикратный спад пассажиропотока уже поставил транспортную отрасль на грань катастрофы. Чтобы избежать этого, надо возвращать транспорт к работе, естественно, с соблюдением всех мер безопасности, хотя эпидемия короновируса еще не закончилась.

Напомним, что регулярные авиационные перевозки пассажиров не выполнялись с 25 марта 2020 года, после того как Комиссия по чрезвычайным ситуациям РМ и Орган гражданской авиации приняли соответствующее решение. Авиационным транспортом выполнялись только чартерные рейсы и перевозки необходимых грузов. И вот, с 15 июня решено возобновить регулярные пассажирские рейсы.

Статистика показывает, что в январе-апреле 2020 года самолетами было перевезено 198,7 тыс. пассажиров или 53,2% по отношению к такому же периоду прошлого года. В апреле объем авиаперевозок составил 6,7 тыс. человек, а это всего лишь 6,5% по отношению к этому месяцу прошлого года. Проще говоря, деятельность авиационной отрасли почти остановилась.

С 15 июня 2020 года из Международного аэропорта Кишинева возобновлены регулярные рейсы в те страны, где тоже отменены ограничения на международные авиаперевозки. Как сообщила представитель компании Avia Invest Родика Русу, желающие путешествовать на самолете должны узнать о правилах в стране, куда они планируют лететь, а также о мерах, введенных авиакомпанией. Следуя международным инструкциям по борьбе с пандемией, все аэропортовые операции в Кишиневе адаптированы для обеспечения безопасности. В здание терминала допускаются только пассажиры и сотрудники, у входа проверяются паспорта и авиабилеты. Ношение защитных масок является обязательным для всех пассажиров с момента входа в терминал и до тех пор, пока они не покинут здание терминала аэропорта назначения.

В первый день начала полетов, 15 июня, из аэропорта Кишинева было выполнено три регулярных пассажирских рейса и несколько чартерных. В последующие дни отправлены регулярные рейсы в Брюссель, Лондон, Дублин, Тель-Авив, Рим, Вена, Минск, Меммингем, Лиссабон, Дортмунд, Барселона, Милан, Франкфурт, Берлин, Болонья, Прага, Верона, Турин, Венеция, Москва.

Украина возобновила внутренние регулярные пассажирские авиаперевозки с 5 июня, а международные — с 15 июня 2020 года. Из-за карантина пострадали украинские авиакомпании и аэропорты. Международный аэропорт «Борисполь» заявляет о масштабном сокращении персонала, а международный аэропорт «Киев» (Жуляны) — об угрозе банкротства. В качестве поддержки правительство Украины в три раза снизило процент налогов от прибыли, которые аэропорт «Борисполь» должен выплачивать в госбюджет. Льготная политика будет действовать в течение всего 2020 года. Однако в руководстве «Борисполь» этот шаг не оценили, поскольку в нынешних условиях прибыль этого аэропорта стремится к нулю. «Борисполь» будет выбираться из кризиса самостоятельно, путем сокращения персонала: из 3700 сотрудников на момент начала эпидемиии, предполагается уволить 700. В мае аэропорт «Киев» попросил у государства 22 млн гривен ежемесячно для зарплаты сотрудникам и помощь в рефинансировании кредита (в $28 млн). Без финансовой поддержки со стороны государства аэропорт «Киев» может обанкротиться в ближайшие месяцы.

Другой пример. Правительство Латвии оказало полноценную поддержку аэропорту Риги: разрешено не платить в госбюджет 4,51 млн евро в качестве налогов за 2019 год. И государство намерено выделить рижскому аэропорту 49,91 млн евро в виде вливаний в уставный капитал.

В Международном аэропорту Кишинева компания-концессионер Avia Invest в период пандемии оплатила услуги всех служб, обеспечивающих функционирование аэровокзального комплекса — хэндлинг, кэтеринг, в полном объеме выплачивается зарплата всем 600 работникам аэропорта. Avia Invest не просила финансовой помощи от государства. Более того, правительство Молдовы в апреле подготовило законопроект о том, чтобы изымать половину доходов от сбора на модернизацию аэропорта в 9 евро (с каждого проданного авиабилета) в Фонд поддержки населения.

По данным Национальное бюро статистики Молдовы, в январе-апреле 2020 года объем пассажирских перевозок по железной дороге составил 273,9 тыс. человек или 52,1% по сравнению с прошлым годом. В апреле было перевезено 37 тыс. пассажиров (27,3%). Движение международных пассажирских поездов было приостановлено в середине марта. А с 23 апреля, из-за существенного падения заказов, на некоторое время прекратились грузовые перевозки по железной дороге.

Председатель Федерации профсоюза железнодорожников Молдовы Ион Запорожан в беседе с корреспондентом «ЛП» сообщил, что с тех пор как движение международных пассажирских поездов было остановлено, не ходят составы из Кишинева в Украину, Россию, Румынию. Остались местные поезда в Окницу, Унгень, Бэлць. Соответственно, показатели по объему пассажирских перевозок резко сократились. Когда будет восстановлено международное железнодорожное сообщение — неизвестно, ни у кого по данному вопросу нет информации.

В конце прошедшей недели опубликовано постановление правительства о проекте Кодекса железнодорожного транспорта. Документ одобрен правительством и передан в парламент на рассмотрение. В случае, если парламент утвердит проект нового Кодекса, то предприятие будет разделено на три отдельных юридических лица: компании по пассажирским, грузовым перевозкам и инфраструктуре.

Отвечая на вопрос о последствиях возможного разделения предприятия, Ион Запорожан подчеркнул: «Негативно отношусь к этой идее. Опыт других стран показывает, что разделение на отдельные части не привело к росту экономических показателей, увеличивается лишь количество директоров и управленческого персонала. На каждой станции появится по три начальника станции, и они будут писать письма друг другу. Что касается инфраструктуры: общая протяженность железных дорог в Молдове — свыше 1200 км, их надо содержать и ремонтировать. Надежда на появление новых клиентов не оправдана, поскольку соседние с нами страны испытывают экономические трудности в связи с коронавирусом. То есть, наша инфраструктура будет деградировать, последуют массовые увольнения персонала. А профсоюз железнодорожников отстаивает права работников. В зарубежных странах пассажирские перевозки убыточны, находятся на дотации государства. Если в Молдове произойдет разделение, то компания по пассажирским перевозкам сразу умрет. В сфере грузовых перевозок транзит упал, местных грузов практически нет, накапливаются убытки. Никто не говорит, каким образом после преодоления пандемии «Железная дорога Молдовы» будет выходить из кризиса».