Из-за «падения цен», несправедливо рассчитанного статистикой, пенсионеры остались должны пенсионному фонду, пишут «Молдавские ведомости».
12 февраля прошлого года парламент внес поправки в закон о пенсионной системе и ввел новую систему индексации пенсий дважды в год. 1 апреля этого года коэффициент индексации будет рассчитан на основе инфляции во втором полугодии 2020 года, а 1 октября — на основе инфляции в январе-июне текущего года. До принятия поправок, при прежнем законе, пенсии индексировались 1 апреля, а коэффициент индексации рассчитывался на базе размера среднегодовой инфляции за три предыдущих года.
По данным национального бюро статистики во второй половине 2020 года инфляции не было, то есть цены якобы не росли, а падали, в связи с чем дефляция составила 0,68 процента. Поэтому 1 апреля 2021 года пенсии не будут индексироваться.
«Плохая новость, — комментирует в своем блоге экономический аналитик Думитру Барбалат. — Коллеги-пенсионеры, вы знаете, что нам пенсии должны индексировать один раз в полгода, индексация должна быть равной ИПЦ (индекс потребительских цен) за полугодие. По данным и по расчетам национального бюро статистики во втором полугодии 2020 года у нас наблюдалась дефляция, которая составила (-)0,68 процента. И если следовать предписаниям закона, нам пенсии должны уменьшить на 0,68 процента».
Вот так! Из-за «падения цен» пенсионеры остались должны пенсионному фонду и национальной кассе социального страхования!
Но можно ли доверять НБС в вопросе расчета инфляции, если, как все помнят, его сотрудники представили недостоверные данные по итогам переписи населения 2014 года, фактически подделав результаты и пустив на ветер бюджетные миллионы? После этого сменилось трое руководителей НБС, но данные переписи населения и жилищного фонда, проведенной в 2014 году, продолжают использовать.
В нынешнем году НБС исправно докладывала о падении цен на продовольствие и другие товары, хотя всем невооруженным глазом видно: цены растут, а не падают. Где и как собирали работники статистики данные о низких ценах на хлеб, картошку, куриные окорочка, растительное масло и лекарства от гипертонии – знают только они. Дайте и нам адреса, мы будем покупать там, куда ходит с калькуляторами персонал НБС! Иначе мы будем спрашивать себя: неужели, введя одной рукой двойную индексацию пенсий по новой формуле, второй рукой власть дала указание регистрировать дефляцию, то есть падение цен?
По состоянию на 1 января 2020 года, по данным национальной кассы социального страхования, пенсии в Молдове получали 696 тысяч человек. Средний размер пенсии по возрасту — 1842 лея, у 340 тысяч человек — 1500 лей и меньше. Индексация в 2020 году проводилась два раза в год. 1 апреля 2020 года размер индексации по старому расчетному механизму составил 4,8 процента, и пенсии выросли на 72 лея и меньше для 340 тысячей пенсионеров. Для тех, кто получал 3000 лей, они выросли на 144 лея, а для судей с пенсией 17 тысяч лей и других номенклатурных получателей – на 816 лей и больше ежемесячно. То есть почти столько, сколько за год составляла прибавка для пенсионеров с пенсией в 1500 лей.
1 октября рассчитанная по новому механизму индексация составила 1,07, в целом за год это около 6 процентов. Плюс к этому в 2020 году пенсионеры и получатели социальных выплат с доходом меньше двух тысяч лей получили в январе материальную помощь в 700 лей и 900 лей в октябре – те, у кого пенсия была меньше трех тысяч. По словам экспертов, индексация пенсий и материальная помощьв 2020 для 340 тысяч человек составили почти 10 процентов их годового дохода, то есть люди получили дополнительную месячную пенсию.
На 2021 год в бюджете запланировали предоставление материальной помощи в размере одной тысячи лей всем пенсионерам и получателям социальных пособий, чей размер не превышает четырех тысяч лей — таких 690 тысяч.
Дефляция второй половины 2020 года имеет свое основание – это COVID-19. Не учитывать это при расчете индексации означает закрыть глаза и уши — жить так, как будто ничего не произошло. Неужели можно закрыть глаза на то, в каких грязных масках ходят наши пенсионеры по улицам и ездят в общественном транспорте – и все ради экономии на приобретении новых безопасных трехслойных масок, стоимость которых составляете не менее 4 лей?! И где, кстати, те пожертвованные маски, которые мы якобы постоянно получаем от «партнеров по развитию»?
Внести новые изменения в закон о государственной пенсионной системе предлагает сейчас партия «Платформа DA». Согласно ее законопроекту о поправках даже в случае инфляции ниже 2 процентов правительство может индексировать пенсии на основе индекса потребительских цен на те товары, которые реально покупают пенсионеры. И это логично.
Потому что, если, например, во втором полугодии из-за падения спроса в разгар пандемии подешевели квартиры, машины и мебель – это не касается рядовых пенсионеров, которые не приобретают такие вещи массово. И это не может быть основанием для расчета коэффициента индексации пенсий. В то же время постоянно дорожают овощи, фрукты, мясо, масло, молочка, лекарства, растут тарифы на услуги государственных и муниципальный предприятий и учреждений – и это должно влиять на формулу расчета индексации пенсий в первую очередь.
Изменение механизма расчета индексации пенсии, предлагаемое DA, имеет финансовую базу. Будучи президентом, Игорь Додон в эфире «Radio Moldova» 11 ноября 2020 года заявил, что «в проект госбюджета на 2021 год заложена двухэтапная индексация пенсий более чем на 10 процентов». Последнее слово — за парламентом. Ведь должна же быть какая-то справедливость и для пенсионеров, а не только для операторов рынка горючего, чьи доходы исправно подтягивают к росту цен на бензин на мировых рынках?
Нужно учитывать и колебания курса валют. Потому что, например, подорожание евро с 19,20 в прошлом году до 21,20 лея в этом году приводит к обесценению пенсий. Пенсионер с пенсией в 2500 лей мог купить на нее в прошлом году 130 евро, а сейчас – только 117 евро. Разница за год составляет 156 евро, или 3307 лей. И даже если пенсионер получит помощь к празднику в 1000 лей – он все равно потеряет 2207 лей. И, согласитесь, получать свою законную индексированную пенсию – и получать некие пасхально-рождественские подачки (которые «добрые» чиновники могут дать), а могут и не дать, совсем не одно и то же!