Заместитель министра иностранных дел РФ сообщил также, что Россия и США не имеют никакой позитивной повестки в двусторонних отношениях
Россия не видит готовности со стороны Китая к трехсторонним переговорам по вооружениям с США и не ожидает, что эта позиция изменится. Об этом заявил во вторник заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, выступая на видеоконференции нью-йоркского Совета по международным отношениям по вопросам российско-американских отношений.
«Мы не видим, что Китай готов к этому и что этот подход в ближайшее время может измениться, — сказал он. — Это суверенный выбор любой страны».
Рябков указал, что стремление США подключить к двусторонним переговорам по вооружениям Китай усложняет диалог по этому вопросу.
Высокопоставленный дипломат отметил, что продление Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, неофициальное название — СНВ-3) даст время, чтобы разработать меры по контролю над новыми видами вооружений, в том числе гиперзвуковыми. «Самым простым способом получить время будет продление существующего договора и использование дополнительных пяти лет для того, чтобы, возможно, пойти лучшим путем в вопросах, связанных в том числе с новыми военными технологиями. У нас есть обеспокоенности в связи с тем, что происходит с американской ПРО, которая становится все более глобальной, с темой вывода оружия в космос, с разработкой США гиперзвукового вооружения», — добавил он.
Расширение круга участников договоренностей по контролю над вооружениями вряд ли возможно в ближайшем будущем, но Россия приветствовала бы такую возможность.
«Мы бы приветствовали придание многостороннего характера контролю над вооружениями, но мы не видим никакой конкретной перспективы для этого в ближайшем будущем», — сказал Рябков.
По его словам, Россия предельно уважительно относится к позициям других стран по этому вопросу, включая Китай. «И мы не верим, что Китай согласится на что-то подобное», — добавил он.
Рябков указал, что в настоящее время необходимо продление Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, неофициальное название — СНВ-3) на двусторонней основе. Как отметил замглавы МИД РФ, нужно избежать ситуации, при которой в результате односторонних действий Вашингтона архитектура контроля над вооружениями будет окончательно разрушена.
Позитивная повестка в российско-американских отношениях
Россия и США не имеют никакой позитивной повестки в двусторонних отношениях и не видят возможностей изменить эту ситуацию, заявил заместитель министра иностранных дел РФ.
По его словам, стандартные методы выхода из подобной ситуации путем диалога не работают. «Послужной список в этом смысле очень скудный. Мы действительно не имеем позитивной повестки в настоящее время», — сказал он о состоянии российско-американских отношений. Он также указал на отсутствие доверия между Россией и США.
«Вызывает очень большое сожаление, что люди в Соединенных Штатах в своем большинстве, по крайней мере среди тех, кто принимает решения, воспринимают Россию как источник проблем, как токсичного игрока на международной арене», — отметил Рябков. По его словам, Россия также видит в действиях США проблему для международной жизни.
Он также указал, что после нескольких циклов подъемов и падений в российско-американских отношениях нет предпосылок для кардинальных изменений. «Мы испытываем взаимное разочарование, у нас нет иллюзий, нет идей, как из этого выйти. И это, возможно, задача и вызов наибольшей величины, к решению которого нужно подходить с наивысшим профессионализмом и вниманием в будущем», — заключил замглавы МИД РФ.
Санкции против Ирана
Угрозы Соединенных Штатов поставить вопрос о восстановлении всех ранее отмененных санкций в отношении Ирана способны привести к возникновению серьезного кризиса в Совете Безопасности ООН, сказал Сергей Рябков.
Его попросили прокомментировать высказывания должностных лиц правительства США о том, что Вашингтон намерен добиваться восстановления всех прежде отмененных санкций в отношении Ирана, если Совет Безопасности ООН не сохранит в силе эмбарго на поставки оружия Тегерану, которое истекает осенью.
Удар по репутации Совбеза ООН
«Считаю возмутительным то, что администрация США теперь старается свободно выбирать по своему усмотрению, что отвечает ее интересам при полном игнорировании взглядов других [сторон] и даже самого здравого смысла, пытаясь нанести поражение СВПД (Совместному всеобъемлющему плану действий — прим. ТАСС), при этом постоянно его не выполняя и нарушая существенным образом резолюцию [Совета Безопасности ООН] 2231», — заявил в ответ заместитель главы внешнеполитического ведомства России. «Если это произойдет, как вы говорите, как говорят многие сотрудники научно-исследовательских организаций, комментаторы, знающие люди, то мы, — прогнозировал Рябков, — неизбежно окажемся в ситуации острого кризиса в Совете Безопасности». «И это бы нанесло огромный удар по полномочиям Совета Безопасности. И США будут нести прямую ответственность за это», — подчеркнул замглавы МИД России.
Он напомнил, что США вышли из СВПД, который и предусматривает механизм восстановления санкций, «впоследствии одобренный резолюцией Совета Безопасности ООН». Никто на этапе подготовки СВПД не мог и вообразить себе «полного отхода» США от этой многосторонней договоренности, потребовавшей такого приложения сил, отметил Рябков.
Мнение США
Между тем спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук подтвердил во вторник на семинаре в фонде «Наследие» в Вашингтоне, что американская администрация готова ставить вопрос о восстановлении всех санкций в отношении Тегерана, если эмбарго на поставки оружия не будет продлено. «Мы бы хотели, чтобы Совет [Безопасности ООН] продлил резолюцию, внес новую резолюцию, решающую данную задачу», — сказал американский дипломат. «Однако, — считает Хук, — если в отношении этих усилий будет использовано право вето, если против выступит какая-то страна — постоянная участница Совета [Безопасности ООН], то у нас (США — прим. ТАСС) есть право в рамках резолюции 2231 восстановить все санкции, которые были [ранее] отменены в рамках иранской ядерной сделки».
СВПД был подписан постоянной пятеркой Совета Безопасности ООН и Германией с Ираном в 2015 году в целях преодоления кризиса вокруг его ядерных разработок. В 2018 году США вышли из этого соглашения, после чего объявили о начале кампании оказания «максимального давления» на Иран, фактически направленной на его экономическое удушение.
Интересы в Арктике
Россия не будет спокойно смотреть, если кто-то решит проверить ее готовность защищать национальные интересы в Арктике, заявил Рябков.
По его словам, Арктика должна оставаться площадкой для сотрудничества, а не соперничества. «Но мы не будем оставаться спокойными, если кто-то — не хотел бы указывать — решит проверить нашу способность защищать свои национальные интересы», — подчеркнул замминистра.
Рябков признал, что в связи с изменением климата и технологиями, которые размещаются в Арктике, ситуация в этом регионе сегодня во многом отличается от той, которая была какое-то время назад. «Единственный способ двигаться вперед — это больше диалога, больше обменов, больше совместных усилий. С их помощью мы сможем снизить уровень недоверия и попытаемся найти практические пути позитивной повестки дня, — указал он. — Считаю, наши канадские, датские и другие коллеги склоняются к рассмотрению такого подхода вместе с США, Россией и остальными вовлеченными в процесс».
Российское вмешательство
Россия предлагает США снизить градус политической дискуссии вокруг «российского вмешательства» в американскую внутреннюю политику и перевести обсуждение на профессиональный уровень.
«Мы думаем, что лучше было бы взглянуть на это [обвинения во вмешательстве] с дистанции, успокоиться и попытаться, по крайней мере, рассмотреть, как можно было бы организовать профессиональный диалог по этой теме», — сказал Рябков.
По словам замглавы МИД РФ, в прошлом уже были прецеденты, когда Россия и США разрешали подобные политические противоречия на профессиональном уровне.
Договоренности о предотвращении инцидентов
Россия заинтересована в работе с США по улучшению договоренностей о предотвращении опасных военных инцидентов на основе опыта в этой сфере, накопленного в Сирии.
«Мы находимся в очень интенсивном и профессиональном диалоге с США по военным каналам. Деконфликтинг работает, и это хороший опыт. Мы надеемся, что он может быть использован и в других случаях. Мы подтверждаем наш интерес в улучшении двустороннего соглашения с США по предотвращению опасной военной деятельности и договоренности по избежанию опасных военных инцидентов с опорой на сирийский опыт», — сказал он.
«Но в конце концов, у нас есть более сложные вопросы, чем оформление нашего взаимодействия с США по Сирии, — продолжил замглавы МИД РФ. — Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы в США правильно понимали, что и почему мы делаем. Поэтому мы будем расширять инструменты нашего диалога с США, если в Вашингтоне этого хотят и будут отвечать взаимностью. Мы со своей стороны готовы».
Крым — предлог для санкций
Россия всегда знала о том, что воссоединение с Крымом было лишь предлогом для введения антироссийских санкций со стороны США и стран Запада, заявил заместитель министра иностранных дел РФ.
«Когда решение о заключении межправительственного договора между на тот момент независимого Крыма и Россией было заключено в Москве, мы слышали, в МИД РФ сказали: смотрите, сейчас будут введены санкции, требующие вернуть Крым Украине для их снятия», — сказал он.
«Мы узнали это спустя час после того, как это произошло. Ничего нового в американской политике. Очень примитивная, очень предсказуемая. Это тупиковая политика», — добавил Рябков.
В связи с воссоединением Крыма с Россией США и ЕС в марте 2014 года начали вводить санкции. Первая волна индивидуальных санкций касалась прежде всего представителей руководства самого Крыма, а также ограниченного числа россиян, которые, по мнению Запада, имели отношения к событиям в Крыму. Затем эти санкции неоднократно расширялись уже под предлогом необходимости воздействовать на Россию в связи с событиями в Донбассе и были распространены на банковский и промышленные сектора российской экономики.
Представители США и ЕС ранее неоднократно давали понять, что в случает реализации Минских соглашений будут сняты только те санкции, которые были введены вслед за событиям на востоке Украины. Санкции, касающиеся непосредственно Крыма, останутся в силе.
Новые международные договоренности
Рябко заявил, что новые договоренности по контролю над вооружениями с США невозможны без включения в них положений, обеспечивающих национальные интересы России и тщательный режим контроля над реализацией таких соглашений.
«США — это страна, которая раз за разом нарушает различные международные договоренности, — отметил он. — Это требует с нашей стороны задействования очень тщательного режима верификации в отношении заключаемых с ней договоренностей. Мы не можем принять ничего, что позволит США продолжать постепенно двигаться дальше по пути слома системы международных соглашений».
Как добавил высокопоставленный дипломат, «если США хочет что-то воплотить в жизнь, мы должны получить взамен что-то очень привлекательное». «Это должно быть настоящей сделкой, причем такой, которая будет служить российским национальным интересам, — продолжил Рябков. — Если чего-то их этих необходимых элементов не будет, не будет и никаких новых договоренностей по контролю над вооружениями с США».